стр. 193
I. Материалы Первой Московской Конференции пролетарских писателей*1
А. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ и ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЛАТФОРМА ГРУППЫ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ "ОКТЯБРЬ".
Принята по докладу тов. Сем. Родова "Современный момент и задачи пролетарской литературы" в качестве платформы Московской Ассоциации пролетарских писателей.
1.
Эпоха социалистических революций, являющаяся переходом от классового к бесклассовому, коммунистическому обществу, началась Октябрьской революцией, установившей в России диктатуру пролетариата при системе Советов, что только и дает пролетариату возможность стать организатором и переустроителем общества во всех отношениях.
2.
Оформив в процессе классовой борьбы революционно-марксистское миропонимание в области экономики и политики, пролетариат в остальных областях еще не вполне освободился от многовекового идейного воздействия со стороны господствовавших классов. Ныне, по окончании гражданской войны и в процессе углубления борьбы на экономическом фронте, выдвинулся фронт культурный, особенно важный в условиях НЭПа и начавшегося идеологического наступления буржуазии, в связи с чем перед пролетариатом встает, в качестве первоочередной, задача строительства своей классовой культуры, а, следовательно, и своей художественной литературы, как могучего средства глубокого воздействия на чувственные восприятия масс.
_______________
*1 За недостатком места, в N 1 не мог войти и будет помещен в N 2 целый ряд документов, относящихся к Первой Московской конференции пролетписателей.
стр. 194
3.
Пролетарская литература, как движение, только в результате Октябрьской революции получила необходимые условия для своего выявления и развития. Однако культурная отсталость русского пролетариата, вековой гнет буржуазной идеологии, упадочная полоса русской литературы последних лет и десятилетий перед революцией, - все это вместе взятое влияло, влияет и создает возможность дальнейшего влияния буржуазной литературы на пролетарское творчество. Кроме того, на нем не могло не сказаться и влияние идеалистической мелко-буржуазной революционности, обусловленное стоявшей перед российским пролетариатом параллельной задачей завершения буржуазно-демократической революции. В силу этих условий пролетарская литература до сих пор неизбежно носила и часто носит эклектический характер, как в области идеологии, так, следовательно, и в области формы.
4.
Между тем, с началом планомерного социалистического строительства во всех областях методами НЭПа и с переходом РКП (б) от агитации к систематической и глубокой пропаганде в широких пролетарских массах, выявилась необходимость и в пролетарскую литературу ввести определенную систему.
5.
Исходя из всего вышеизложенного, группа пролетарских писателей "Октябрь", как часть пролетарского авангарда, проникнутая диалектически-материалистическим мировоззрением, стремится к созданию такой системы и считает достижение этого возможным лишь при условии создания единой художественной программы, идеологической и формальной, которая должна послужить основой дальнейшего развития пролетарской литературы.
Полагая, что такая программа окончательно оформится в процессе практической творческой работы и борьбы на идеологическом фронте, группа "Октябрь" при своем возникновении в основу своей деятельности кладет следующие исходные положения:
стр. 195
6.
В классовом обществе художественная литература, наряду с остальным, служит задачам определенного класса и только через класс - всему человечеству. Отсюда, пролетарской является такая литература, которая организует психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс в сторону конечных задач пролетариата, как переустроителя мира и создателя коммунистического общества.
7.
В процессе распространения и укрепления диктатуры пролетариата и приближения к коммунистическому обществу, пролетарская литература, оставаясь глубоко-классовой, не только организует психику и сознание рабочего класса, но и все более влияет на остальные слои общества, этим самым выбивая последнюю почву из под ног буржуазной литературы.
8.
Пролетарская литература противопоставляет себя буржуазной, как ее антипод. Буржуазная литература, обреченная вместе со своим классом, старается затушевать свою сущность отрывом от жизни, уходом в мистику, в область "чистого искусства", форму, как самоцель и т. д. Пролетарская литература, наоборот, кладет в основу творчества революционно-марксистское миропонимание и берет творческим материалом современную действительность, творцом которой является пролетариат, а также революционную романтику жизни и борьбы пролетариата в прошлом и его завоевания в перспективе грядущего.
9.
В связи с ростом общественного значения пролетарской литературы перед ней встает основная задача создания широких полотен, монументальных произведений с развернутым сюжетом, главным образом, из жизни пролетариата. Группа пролетарских писателей "Октябрь" считает возможным выполнение этих требований лишь при условии, когда наряду с лирикой, господствовавшей последнее пятилетие в пролетарской литературе, в основу будет положен эпический и драматический подход к творческому материалу. В соответствии с этим и форма произведений будет стремиться к наибольшей широте, простоте и экономии художественных средств.
10.
Группа "Октябрь" утверждает примат содержания. Само содержание пролетарского литературного произведения дает словесно-художественный материал и подсказывает форму. Содержание и форма - диалектические антитезы: содержание определяет форму и художественно оформляется через нее.
11.
Разнообразие форм классовой борьбы в переходный период требует от пролетарского писателя разработки самых различных тем, что ставит его перед необходимостью всестороннего использования художественных
стр. 196
форм и приемов прозы и поэзии, созданных предыдущей историей литературы.
Поэтому группа не пойдет по пути увлечения какой-либо одной художественной формой и размежевания по формальному признаку, по которому до сих пор размежевывались буржуазные литературные школы, что по существу является перенесением идеализма и метафизики в процесс литературного творчества.
12.
Считаясь с тем, что литературные школы декаданса раздробили на составные элементы единые по существу художественные формы, созданные в эпохи исторического восхождения господствовавших классов, и продолжают это дробление до мельчайших частиц, выделяя какой-нибудь из этих элементов в самодовлеющий принцип, а также считаясь с фактом влияния этих школ на пролетарское творчество и с опасностью их дальнейшего влияния, - группа "Октябрь" в принципе отвергает:
а) вырождение понятия творческого образа в самодовлеющий раздробленный живописный орнамент (имажинизм)
и стоит за единый, цельный динамический образ, развивающийся на протяжении всего произведения в зависимости от его общественно-необходимого содержания;
б) отвергает выделение слова-ритма, как такового, в самоцель, в результате чего художник часто уходит в область чисто словесных, не имеющих общественного смысла упражнений, выдавая их за настоящие художественные произведения (футуризм)
и стоит за цельный ритм, организованно-развивающийся в зависимости от развития содержания художественного произведения в едином творческом образе;
в) а также отвергает фетиширование звука, возникшее в период упадка буржуазии и выросшее на почве нездоровой мистики (символизм)
и стоит за органическое слияние звуковой стороны художественного произведения с творческим образом и ритмом.
Только беря предмет художественного произведения в целом, в его конкретном значении и в процессе закономерного развития, можно достигнуть исторически наивысшего художественного синтеза.
13.
Таким образом, задачей группы является не культивирование форм, существующих в буржуазной литературе или эклектически привнесенных оттуда в пролетарскую, а разработка и выявление новых принципов и типов формы путем практического овладения старыми литературными формами и преобразования их новым классово-пролетарским содержанием, а также путем критического осмысливания богатого опыта прошлого и произведений пролетарской литературы, в результате чего должна создаться новая синтетическая форма пролетарской литературы.
стр. 197
Б. ОБ ОТНОШЕНИИ К БУРЖУАЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ПРОМЕЖУТОЧНЫМ ГРУППИРОВКАМ.
Тезисы доклада Г. Лелевича, принятые на 1-й Московской Конференции Пролетарских Писателей.
1. Необходимость максимального закрепления политических командующих высот пролетариата в условиях идеологического наступления буржуазии требует внесения полной ясности в вопросы художественной политики пролетарской партии и пролетарского государства, с одной стороны, и пролетарских литературных организаций, с другой.
2. Основным критерием для оценки литературного течения или литературного явления может служить только их общественное значение. Общественно полезной является в наше время только такая литература, которая организует психику и сознание читателей и в первую очередь читателей пролетарских в сторону конечных задач пролетариата, как творца коммунистического общества, то-есть, литература пролетарская. Всякая иная литература, иначе воздействующая на читателя, в той или иной мере содействует возрождению буржуазной и мелко-буржуазной идеологии.
3. Явно - буржуазная литература, начиная от эмигрантских погромных писателей, типа Гиппиус и Буниных, и кончая внутри-российскими мистиками и индивидуалистами, типа Ахматовых и Ходасевичей, организует психику читателя в сторону поповски-феодально-буржуазной реставрации. Эта литература является отрядом классовых противников пролетариата, и деятельность ее в Советской России, с точки зрения пролетарской революции, ничем оправдана быть не может.
4. Мелко-буржуазные группы писателей, "приемлющих" революцию, но не осознавших ее пролетарского характера и воспринимающих ее лишь как слепой анархический мужичий бунт ("Серапионы" и т. п.), отражают революцию в кривом зеркале и неспособны организовать психику и сознание читателя в сторону конечных задач пролетариата. Поэтому положительного воспитательного значения для рабочего класса они иметь не могут. Но вместе с тем, они способны сыграть некоторую роль в деле притупления вражды к революции со стороны колеблющихся мелко-буржуазных кругов и внедрения в сознание этих кругов мысли о необходимости
стр. 198
делового сотрудничества с правящим пролетариатом.
5. Эти характерные черты литературных группировок дают возможность наметить правильную тактику по отношению к ним. По отношению к буржуазным группам - ни о каком сотрудничестве не может быть и речи, тут - открытая классовая борьба. По отношению к мелко-буржуазным "попутчикам" возможно известное сотрудничество.
6. Но сотрудничество это может привести к благоприятным для рабочего класса результатам лишь при том условии, если будет осознано, что попутчики не воспитывают пролетарские массы в нужном нам направлении, а, в лучшем случае, лишь идеологически разоружают наших врагов. К тому же, мелко-буржуазная природа попутчиков делает их не всегда надежными даже в этом деле. Следовательно, сотрудничество с ними разумно лишь в форме использования их, как вспомогательного отряда, дезорганизующего противника, при чем необходимо постоянно вскрывать их путанные мелко-буржуазные черты.
7. Поэтому, считая, что со временем пролетарская литература явится единственной серьезной силой в области художественного слова, следует признать, что уже сейчас интересы идеологического фронта требуют приобретения пролетарской литературой руководящего влияния в основных литературных партийно-советских органах печати. Только при этом условии возможно использование с выгодой для революции вспомогательных сил "попутчиков" точно так же, как в политической области только командующее положение пролетарского авангарда, - РКП(б), - позволило использовать сменовеховство в интересах пролетарской диктатуры.
8. Таким образом, единственно целесообразны следующие тактические лозунги: главной опорой пролетарского авангарда в области литературы является пролетарская литература; для дезорганизации сознания противника используется литература "попутчиков", как вспомогательная сила, при чем постоянно вскрываются их мелко-буржуазные черты; все время ведется борьба со всеми видами буржуазной литературы.
9. Вопрос об участии пролетарских писателей в органах печати, в которых сотрудничают представители буржуазных и мелко-буржуазных групп, решается, на основании настоящих тезисов, правлением Ассоциации в применении к каждому органу в отдельности.
стр. 197
В. РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ДОКЛАДУ ОРГБЮРО ПО СОЗЫВУ КОНФЕРЕНЦИИ.
Одобряя деятельность Организационного Бюро по созыву 1-й конференции пролетарских писателей, выделенного представителями заинтересованных групп пролетписателей совместно с ЦБ секции раб. печати, конференция считает, что всякая попытка срыва конференции под тем или иным предлогом
стр. 198
является в настоящих условиях также попыткой срыва единого фронта пролетарской литературы и шагом, дезорганизующим идеологическую борьбу рабочего класса.
Конференция верит, что правление ВАПП поймет всю ошибочность своего решения и вернется в ряды тех, кто несет знамя пролетарской литературы.
стр. 199
Г. РЕЗОЛЮЦИЯ О СОЗЫВЕ ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
По докладу Генн. Коренева.
Московская конференция пролетписателей считает необходимым созыв Всероссийского съезда пролетарских
стр. 200
писателей на основе широкого представительства.
Порядок дня, метод представительства, место созыва и пр. должны быть сообщены заранее для того, чтобы места могли вполне подготовиться к предстоящему съезду.