стр. 185

     И. ИСБАХ

     ПОД ПЯТИКРЫЛОЙ ЗВЕЗДОЙ

          Смешно не видеть
          Красной Армии,
          Не видеть молний
          Октябрьской грозы.
          А вот воспойте
          Красноармейца в казарме,
          Во имя революции
          Добивающего азы.
               (А. Безыменский).

     Если турецкая война вызвала протестующий, негодующий крик Всеволода Гаршина, а японская - полубредовой, но сильный протест Леонида Андреева, то великая германская бойня вызвала только огромную массу негодных патриотических книженок, на переплетах которых мы встречали такие "известные" имена, как Евгений Чириков и Алексей Толстой.
     Настал Октябрь. Все Евгении Чириковы и Алексеи Толстые очутились по ту сторону баррикад пролетариата. Была объявлена новая война, война, ведущаяся впервые пролетариатом целой страны с буржуазией всего мира...
     Создалась новая Великая Красная Армия, армия единственная во всем мире - и нужно было, чтобы появились поэты этой армии.
     В первые годы великой пролетарской борьбы литература о Красной армии (а это были, главным образом, стихи) должна была быть ударной, бьющей, зовущей, побуждающей литературой. И она такою и была. Она не могла быть иной.
     Но теперь после пяти лет революции, когда Красная Армия отдыхает, должна была появиться новая литература о красной

стр. 186

армии, литература не плакатная, а художественно-картинная, а ее долго не было.
     Конечно не Пильнякам и Серапионам, - копающимся на задворках революции, было взяться за такую литературу. За нее должны были взяться наши пролетарские писатели. Но некоторые из этих писателей - группа "Кузница" - все еще витали в заоблачных сферах, все еще электро-поэмами заслоняли быт, все еще писали о "Красной звезде" вместо рядового красноармейца в казарме.
     И первой книжкой, которая сумела сочетать героизм новой красной армии с ее бытом, которая сумела дать то основное, что резко и в корне отличает Красную Армию от всех остальных армий мира - явилась небольшая книжка "Октября", - "Под пятикрылой звездой".

     * * *

     Что есть в этой книжке?..
     Здесь и бьющий задор молодого красноармейца, ударная, новая, чисто-красноармейская лирика Александра Жарова, здесь и страницы из прошлых побед и походов, нарисованные Родовым, Дорогойченко и другими, здесь и новый интересный, живой быт красноармейцев, который так удачно сумел схватить Лелевич.
     Чрезвычайно характерно, что ряд страниц сборника - это творчество самих красноармейцев, взятых в армию от станка и сохи, того творчества, блестящие перлы которого собрал Геннадий Коренев в своей книжке "Красноармейская поэзия".

стр. 187

     В сборнике "Под пятикрылой звездой" - нет больших вещей, нет такой грандиозной эпопеи Красной Армии, как вышедший недавно "Чапаев" Дмитрия Фурманова. Все это еще придет, все это еще будет. Но эти маленькие отрывки-картинки красноармейской жизни - рассказики Шубина и Неверова уже предвещают настоящие большие вещи из жизни и быта единственной Красной Армии.
     Мы здесь уже указали основную ценность сборника и причины ее. Теперь нам хотелось-бы вкратце остановиться на вещах, которые по нашему мнению представляют особый интерес.
     Такими, кроме лирики Жарова, мы считаем рассказ "Инстинкт" Дорогойченко, "Песни" Катаева и стихи Г. Лелевича.
     В "Инстинкте" Дорогойченко чрезвычайно ярко и живо схватил то классовое чувство, тот классовый инстинкт, который выпер у молодого, бессознательного, белого солдата и пробил все рогатки, поставленные ему белогвардейцами. Этот верный, неошибающийся пролетарский инстинкт привел его на помощь охраняемым им заключенным рабочим-большевикам.
     "Песни" Катаева очень хороша и своим темпом и бытовыми вставками вагонных

стр. 188

частушек и вообще всем типом старого, слепого рапсода.
     И, наконец, стихи Лелевича. Лелевич ни в одном из стихов не дает единичной личности. Его личность - это масса. В его одиночных героях также чувствуется масса. Лелевич умеет схватить небольшие периоды из жизни красных и запечатлеть их яркими, живыми, сочными мазками. Таков его "Интернационалист Штейн", такова его "Коммунэра об агитаторе" - лучшая из всего того, что есть в сборнике.
     Это не мистический бред серапионов - это и не батальная здравица. Это то, что нужно новой пролетарской литературе.
     И, наконец, живой не поддельный юмор, который разлит в повести "О комбриге Иванове".

     * * *

     Сборник "Под пятикрылой звездой" - первый заслуживающий внимания подарок пролетарских писателей Красной Армии.
     Сборник не велик. Всего 110 страниц. Но впервые большое слово сказано и мы уверены, а для такой веры у нас есть основания, что пролетарская литература о Красной Армии не остановится на этом сборнике.

home