стр. 139

     ФАКТЫ

     ЮГО-ЛЕФ.

     ПЕРВЫЕ ШАГИ.

     С организацией в половине апреля т. г. в Одессе Юго-Лефа, сомкнулись стороны гигантского треугольника Владивосток - Москва - Одесса, в крайних точках - городах которого достижения работников левого фронта были особенно значительны и весомы.
     Первое собрание Юго-Лефа в Одессе, развернувшего работу на всю Южную Украину, было собрано по инициативе приехавшего из Москвы т. Недоли-Гончаренко. Был избран комитет Юго-Лефа в лице тт. Недоли, Кирсанова, Бондарина, Соколова и Данилова.
     Главное внимание в работе Юго-Лефа в Одессе было устремлено на тесную спайку с рабочей массой: представители Юго-Лефа энергично устремились в клубы и на заводы.
     В самое короткое время было проведено до тридцати открытых программных выступлений, и быстро увеличилось количество участников и последователей левого фронта. Была также сконтактирована работа с Пролеткультом и Ассоциацией Коммун. Культуры и достигнута связь с центром и периферией.
     Как и везде, решительный темп работы и крайняя конкретность поставленных задач лефов, быстро заинтересовали партийные, профессиональные и советские круги юга, объединив вокруг себя сочувствующих передовых товарищей.
     Каждая значительная дата советской жизни - как местного, так и общесоюзного значения - принималась Юго-Лефом во внимание и посильно обслуживалась.

     ПРАЗДНИК 1 МАЯ.

     Особенно широко размахнулся Юго-Леф в день празднования 1 мая. К этому дню была выпущена однодневка-листовка, заключавшая в себе воззвание к рабочим и агит-работы поэтов.
     Через госорганы были получены грузовики. Во всееоружии плакатов и лозунгов они весь день 1 мая громыхали по городу, врезались в места стоянок рабочих колонн, осыпали манифестантов листовками и служили тт. из Юго-Лефа в качестве движущейся трибуны: велась агитация за искусство жизнестроения - лучшее из искусств!
     Волоса прилипали к фуражкам, гимнастерки набухали потом, голоса снижались до хрипоты - но дело было сделано: живые речи и новые методы запомнились. И новые, поставленные Лефом перед работниками слова, задачи: социальная поэма, агитка, лозунг нашли громадную и сочувствующую аудиторию и многих постоянных и твердых последователей.

стр. 140

     ВШИРЬ И ВГЛУБЬ.

     Планируя работу по периферии, Леф избрал в Одессе местом своей базы центральный партийный клуб. Здесь был дан ряд докладов, ставивших своей целью ознакомить коммунистическую общественность с теорией и практикой искусств левого фронта. Горячие дискуссии показали, что интерес среди партийных и рабочих товарищей к Лефу высок. Юго-Леф еще пополнился новыми силами.
     В настоящее время Юго-Леф числит в рядах своего актива более 30 товарищей. Из них 40% - партийные, что значительно превышает процент партийности всякой другой южной литературно-культурной организации.
     Благодаря идеологической спайке и твердости основной линии Юго-Лефа, ему очень скоро удалось вовлечь в свою орбиту все родственные группировки и породить движение в пользу левого фронта в массе украинских городов. Госиздат УССР пригласил Юго-Леф участвовать в выпускаемом Октябрьском сборнике.
     Большая работа проделана в Подолии - преимущественно среди комсомольцев. Особенно трудно здесь было вышибать из голов, навеянное Сосновским, отрицательное мнение о Лефе. Подольская группа ценна тем, что во главе ее стоят партийные работники. В Крыму леф-работой руководит т. Санин, партиец и ответственный флотский работник. По литературной линии все внимание здесь обращено на творчество флоткоров, в среде которых номер московского журнала "Леф", попавший туда какими-то судьбами, прошел сотни рук.
     Кроме того, организованы на Украине молдавская и еврейская секции Юго-Лефа, целиком состоящие из рабочих.
     Позднее возникла группа сочувствующих в Елисаветграде, и в настоящее время перед Юго-Лефом стал вопрос об организации работы во-всеукраинском масштабе. Во всяком случае задачу инструктирования провинции Юго-Леф взял на себя уже теперь.

     ИНСТРУКТАЖ И ПОСЛЕДНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

     Инструктируя товарищей, Юго-Леф, прежде всего, рекомендовал брать на себя работу по силам, не зарываясь, обращая главное внимание на рабочую и комсомольскую массу и больше всего стараясь придерживаться конкретных, идеологически-четких заданий.
     Всячески разоблачать нэпо-буржуазных представителей искусства, ведя с ними борьбу.
     Входить в контакт с рабкорами, военкорами и парткорами.
     Усиленно вести учебу и лабораторную работу.
     Воспитывать себя на уменьи обслуживать выразительными лозунгами и плакатами массовые манифестации и демонстрации.
     Выступления самого Юго-Лефа в Одессе за последнее время стали почти ежедневными. Так, например, 7 сентября его участники выступали на вечере международного юношеского дня, где были шумно одобрены тремя тысячами комсомольских глоток, 8-го числа в партклубе на открытом вечере Юго-Лефа, где помещение не сумело вместить и четвертой части всех желавших побывать там, 9-го числа - в Доме Просвещения, 10-го - в первом Доме отдыха Г. С. П. С., где доклад т. Недоли сильно заинтересовал рабочую аудиторию. И так далее.
     15 сентября на 29-м открытом вечере Юго-Лефа состоялся доклад т. Соколова о быте, вызвавший горячие прения. "Допровская, - отпускная" - стихи т. Кирсанова - была встречена с крепким сочувствием. Были также продемонстрированы работы т. Соколова; эскизы киосков, книжные обложки, рекламы ларька и проч.

стр. 141

     ЖУРНАЛ.

     В сентябре же был выпущен первый номер журнала группы, под названием "Юго-Леф", где в передовой ставилось целью - "дать возможность широким слоям коммунистич. общественности ознакомиться с нашей теорией и практикой во всех видах искусства".
     Журнал не замыкается в узкий кружок, предоставляя свои страницы для широких рабоче-красноармейских и советских кругов. И это хорошо.
     Но он узко-партиен, т.-е. проводит определенную линию и объявляет войну всей буржуазной и под-буржуазной литературе. И это тоже хорошо.
     "Пильняки, Алексеи Толстые, Эренбурги и др. воздействуют на массы в отрицательном для коммунистической партии смысле, - пишет Юго-Леф, - и мы должны подальше держать их от массы". Или точнее - массы от них.
     Практика Юго-Лефа ориентируется "на рабкоровскую среду, на партийцев, комсомольцев, рабочих и крестьянских писателей - из которых выйдет новый коммунистический писатель".
     Из практики Юго-Лефа в двух первых NN журнала обращают на себя внимание стихи С. Кирсанова и Л. Недоли.
     "Допровская отпускная" - первого очень локальна и хорошо использует бандитские словечки. Тема ее - исправившийся налетчик. Хорошо подобранные (по заданиям ритма) односложья и крепко-вмонтированная солдатская песня, в данном случае перефразированная:

          Соловей, соловей - тек, тек, тек... -

плюс удачно-пришитая концовка:

          Ай, спасибо политчас,
          Здорово подрезали.
          Соловей торчит чичас
          На заводе слесарем, -

делают это стихотворение очень своеобразным и актуальным.
     "Амуртаева дочь" - второго, вызвавшая нападки защитников старого искусства, характерна своей словарной легкостью, тем более изумительной в этом рабочем от станка поэте, что он и писать-то научился, только во время революции, - и хорошей беспретенциозностью, напоминающей иные стихи Вас. Каменского, но без его фонетической сгущенности. Она - очень песенная и бодрая.
     Выразительны строки:

          Разорвался наогненный год,
          Свистом лязгнул табунщиков род...
          По буденовски вздернул коня
          И пошел генералов гонять!
          Оголил
               дворянскую Русь -
          Оказался
               Советский Союз.

     Не плохи стихи и других участников "Юго-Лефа" и такие, например, плакатные строчки С. Бондарина, как:

          Даже там, где молочной тушей
          Двинул в гору Монблан - и выше -
          Даже там, если крикнуть: Слушай!
          Москва отвечает: Слышу!

- легко запомнятся, также как и другие его же:

          Знайте, пуля в груди коммуниста
          Тоже входит в ряды РКП.

стр. 142

     Номера "Юго-Лефа" выходят время-от-времени, в 16 - 20 страниц и подбор материала производится по принципу нанесения противникам коротких и частых ударов.
     Ударная передовая, агит-стихи, полемика, факты - вот и все, что нужно. Больше и не надо. Но хорошо то, что эти короткие удары - часты и что они - в одну точку. Хорошо, что этот журнал - не столько журнал, сколько трибуна. Хорошо, что он злободневен и быстро откликается. Не успела одна из одесских газет выступить против него, как уже получила своевременную отповедь.
          П. Н.

     ДЕКЛАРАЦИЯ КОНСТРУКТИВИСТОВ*1.

     ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТРУКТИВИЗМА.

     1. Характер современной производственной техники, убыстренной, экономичной и емкой - влияет и на способы идеологических представлений, подчиняя всекультурные процессы этим внутренним формально-организационным требованиям.
     Выражением этого повышенного внимания к технико-организационным вопросам и является конструктивизм.
     2. У нас, в СССР конструктивизм приобретает широкий общественно-культурный смысл, вследствие необходимости в сравнительно короткий срок покрыть расстояние, отделяющее пролетариат, как культурно-отсталый класс, от современной высокой техники и всей развитой системы культурных надстроек, которые, в обстановке обостряющейся во всем мире классовой борьбы, используются буржуазией, то же как технические орудия борьбы.
     3. Организационным оформлением этой задачи - которая была обозначена Лениным, как задача культурничества - и является конструктивизм.
     4. Таким образом, конструктивизм есть упорядоченные в систему мысли и общественные умонастроения, которые подчеркнуто отражают организационный натиск рабочего класса, вынужденного в крестьянской стране, после завоевания власти, строить хозяйство и закладывать фундамент новой социалистической культуры.
     5. Этот организационный натиск в области культуры устремляется преимущественно на ее технику во всех областях знания и умения, начиная с простого овладения грамотой.
     6. Носителем конструктивистского (т.-е. напористо-организационного) и культурнического движения должен явиться, прежде всего, пролетариат, а затем промежуточные социальные группы, находящиеся под идейно-политическим влиянием пролетариата.
     7. Конструктивизм, перенесенный в область искусства, формально превращается в систему максимальной эксплоатации темы, или в систему взаимного функционального оправдания всех слагающих художественных элементов. Т.-е. в целом конструктивизм есть мотивированное искусство.
     8. В формальном отношении такое требование упирается в так-называемый принцип грузофикации, т.-е. увеличение нагрузки потребностей на единицу материала.
     9. Правые социальные слои, интеллигентские и мелкобуржуазные группы приспосабливают формальные требования конструктивизма в качестве эстетических окопов для отсиживания в них от натиска революционной
_______________
     *1 Декларация доставлена в ЛЕФ представителем группы тов. Зелинским.

стр. 143

современности, ищущей закрепиться в художественной теме. Тогда конструктивизм превращается в особый станковый жанр, т.-е. не мотивированную демонстрацию приема. Это одинаково верно, как в отношении живописи, так и поэзии.
     Для левых социальных слоев это требование максимальной эксплоатации естественно слито с поисками большой эпохальной темы и тесной формы для нее, что логикой сюжета вводит в область поэзии приемы прозы.
     10. Принцип грузофикации в применении к поэзии превращается в требование построения стихов в плане локальной семантики, т.-е. развертывания всей фактуры стиха из основного смыслового содержания темы.
     11. Группа конструктивистов-поэтов, сделавшая своим знаменем вышепоименованные положения, есть организационное объединение людей с коммунистической идеологией, ставящее своей задачей путем совместной практической проработки формально-технической и теоретической сторон конструктивизма - придать поэзии в современной культурной обстановке действенный смысл.
     Конструктивисты считают необходимым в своем поэтическом творчестве отражать революционную современность, как тематически, так и в ее технических требованиях.
     Конструктивисты стремятся овладеть поэтическим участком общего фронта культурничества, понимаемого как широкий конструктивизм рабочего класса в переходную эпоху борьбы за коммунизм.

     Москва, август 1924 г.

     Илья Сельвинский,
     Корнелий Зелинский,
     Вера Инбер,
     Борис Агапов,
     Евгений Габрилович,
     Дир Туманный.

home