стр. 151

     Виктор Шкловский.

     АДРИАН ПИОТРОВСКИЙ. "Падение Елены Лей". 1923 год. Изд. Academia, 88 стр.

     Пьеса эта уже была в Лефе удачно, хотя и вскользь, прорецензирована т. Левидовым в статье "О театре масок". Но на моем столе она лежит еще неубранным трупом.
     Вспоминаю в 1919 году служил я в ТЕО (потом ПТО) в Петербурге в репертуарной комиссии.
     Полярный круг проходил тогда через Невский, и город казался мертвым, как мороженная рыба. Служили со мной: Михаил Кузмин, Анна Радлова, Алексей Ремизов и Адриан Пиотровский.
     Пьесы поступали непрерывно. Казалось странным, что люди, писавшие и переписавшие эти толстые тетради, не знакомы друг с другом и не сговариваются где-нибудь на конспиративной квартире. Существовало только три-четыре, нет четыре не было, типа пьес и самый распространенный тип, была пьеса с президентами и принцами. Лучшей вещью из этой стаи явилась "Вне закона" - Лунца, а дальше шли сплошные озеры люли, которые только авторы могли отличать друг от друга.
     Пьесы эти скапливались у нас пластами. Очевидно потом этот пласт оттаял и мы должны выслушать все, что было тогда написано.
     В родильных домах, чтобы не спутать ребят, пишут им номера чернильным карандашем на пятке. Но там дело упрощается тем, что дети - или мальчики или девочки; значит есть и естественная классификация. В театральном же деле пьесы с президентами и принцами могут быть классифицированны только по алфавиту.
     Из старой дружбы к Адриану Пиотровскому нарушаю алфавитный порядок.
     Но вот еще одно воспоминание.
     В 1921 году пьесы оплачивались по-актно. Несомненно, что бытие определяет сознание - акты получались маленькие. Писали мы тогда пьесу в ночь. Одну написал даже хорошую т.-е. неплохую: "Пушка коммуны", ее потеряли. Всего же написано мною было шестнадцать пьес. Список их кажется есть в "Союзе Драматических Писателей". Если кто найдет рукописи, согласен купить их обратно. Серьезные репертуарные люди сидят и спорят о Еленах и Люлях и создают им рекламу... О, наивные граждане, в искусстве трудно только новое, а Люлей и Елен можно приготовить без всякого священного трепета сколько угодно и каких угодно!
     Вещи эти контр-революционны (или не контр-революционны) - говорите вы. Этих вещей вовсе нет, они не написаны. Это одни акты и принцы.
     Адриан Пиотровский - талантливый человек, со знаниями и своеобразной (не в литературе) физиономией и его президент не хуже других.
     Более того, Адриан Пиотровский знает и по греческому и понимает театр. Его пьесу наверно лучше смотреть, чем читать. Он знает театральную технику, знает, например, что если бить в железный лист (что может означать катострофу) и при этом кричать громко, а на сцене потушить огни, то будет страшно.
     Так у него и кончается Елена Лей.
     По школе Адриан Пиотровский принадлежит к радловцем.
     Радлов такие театральные пьесы писал, и пользовался таким красноречием. Сыщик у Радлова. По сюжету "Елена Лей" связана с Аристофаном, (с Лизистратой). Но половая забастовка взята как страшная. Сам Пиотровский указывает на это в тексте.
     - "Торговец - По системе древне-греческого поэта Аристофана. Олисбос октодактилос".
     Некоторые каламбуры ужасны по своей недобросовестности. Например: игра со словом "высечь" (высечь розгами и высечь из мрамора) устарела.
     Но конечно не следует огорчаться такими пустяками, даже для самого Адриана Пиотровского. "Елена Лей" не опасна, если только он так относится к ней, как к пародии.

home