стр. 216

     Под рубрикой: "ФАКТЫ."

     Л-ин.

     НОВЫЕ РАБОТЫ ПРОЛЕТКУЛЬТА.

     Чем дальше, тем отчетливее театральная линия Московского Пролеткульта проходит под знаком агитационно-производственного искусства. Ближайшие три постановки:
     1) "Слышишь Москва - Слышу!" - агит - гиньоль С. М. Третьякова,
     2) "Наследство Гарланда" - В. Плетнева и С. Эйзенштейна,

стр. 217

     3) "Противогазы" - того же Третьякова, воплощаемые в жизнь Первым Рабочим Театром Пролеткульта под руководством изобретательного С. Эйзенштейна - тому блестящее доказательство.
     Означенные работы имеют в виду определенную аудиторию и в этом смысле они - беспримесно агитационного характера. На заказчика. На того самого заказчика, наличие которого только и позволяет спланировать эти вещи с наибольшей целесообразностью, - ведь не лишне припомнить, что произведений искусства, хоть сколько-нибудь значительных и относительно-неизношенных, вне установки на заказчика - не существовало и не существует.
     Первая из постановок "Слышишь Москва" была сыграна 7 ноября в Дмитровском театре и прошла в плане агит-аттракционном.
     Вторая - "Наследство Гарланда" (сценарий Эйзенштейна, текст Плетнева) работается. Постановка эта требует большой сложности и многих репетиций - достаточно сказать, что нужно проработать 37 картин (3 действия).
     Третья - "Противогазы" - проз-пьеса готовится к январю 1924 года.
     Кроме этих работ к марту будущего года предположено приготовить силами театра социальный детектив, (в 38 картинах) название которого еще не установлено. Авторы - Эйзенштейн и Плетнев. И к маю - революционную кино-фильму.
     Учебная работа со студийцами театра ведется под руководством Эйзенштейна. Большое внимание по прежнему обращено на физические упражнения. Основательно проходится акробатика, преподают которую акробаты - эксцентрики Арманд и Церен.
     Работа в Режиссерских мастерских, организованных год тому назад, возобновится в середине или конце ноября, когда съедутся из провинции студенты мастерских, большинство которых сейчас руководит театральными постановками на местах.
     В районах театральная работа производится в клубах Пролеткульта, руководителями которых являются студенты мастерских Мейерхольда.
     В литературных кружках клубов (клуб имени Каляева и др.) преподавание литературы делается из новых подходов и на современном материале. Большое внимание уделяется Маяковскому.
     Живые газеты и Инсценированные суды в клубах сугубо театрализуются. Строятся они по принципу проведения определенных кампаний (проф-движение, культ-работа, новый быт и проч.). В частности, методика театрализованной живой газеты написана для Пролеткульта П. Незнамовым и снабжена номером примерной живой газеты "Даешь новый быт!" с конферансом и инсценировками, где лозунг "даешь!" относится не столько к насаждению какого-то нового быта, (быт - статика - застой) сколько к отталкиванию от привычного быта. Газета написана для районов.
     Для районов же приняты: "Ожерелье богородицы" - работа подольского коллектива Пролеткульта, "Чертовщина" - Кравчуновского и Юрцева и ряд других агит-пьес.

home