стр. 184
ЛЕФ В КАЗАНИ.
Медленно, но с несомненно ростущим успехом, левое искусство отвоевывает право на существование и в Казани.
Среди казанских художников, например, левые уклоны намечались уже давно. Лучшие из представленных на конкурсе художников в сентябре месяце 1923 года работ принадлежали художникам левого направления - Чеботареву и Платуновой. Выступление самих художников на конкурсе с публичной защитой своих принципов и открытая по этому поводу дисскусия сильно способствовали пробуждению в широкой публике живого и напряженного интереса к новым течениям. Зимой 22 - 23 года профессором Сотониным был прочитан ряд лекций о новом искусстве, о беспредметной живописи, о фактурных достижениях кубистов, о композиционном построении картины, о шумовом оркестре, о новой поэзии.
10 июня в Художественно-Техническом Институте Анатолием Фоминым была прочтена новая лекция о футуристах: "Большевики поэзии". Лекция сопровождалась чтением старых и новых произведений футуристов - поэтов, из которых многие были встречены многочисленной аудиторией восторженно (Марш Левых, отрывки из 150.000.000, сатиры Маяковского, Жонглер Каменского).
В начале Фомин остановился на причинах, обусловивших появление футуризма: изменившийся уклад жизни (индустрия, классовая борьба); изменившаяся впечатлительность горожанина и вызванная ею необходимость применения в искусстве новых способов художественного воздействия; и, наконец, появление нового потребителя - народных масс, выступивших за последнее столетие на арену истории и заявивших свои требования не только в политике и экономике, но и в области культуры, в частности, в искусстве.
Отметив на ряде примеров огромные технические достижения футуристов - исключительное мастерство в обработке слова, обогащение поэтического языка новыми для поэзии "непоэтическими" словами, звукоподражанием и словотворчеством (Хлебников, Крученых, Каменский), создание новых ритмов, нового синтаксиса и т. д., - Фомин остановился на характеристике основных устремлений и приемов русского футуризма.
Здесь он проследил, как революционность формы привела футуристов к революционности в жизни, к борьбе с "жирными" мещанами, к революции, которая была ими предугадана еще за несколько лет до ее прихода.
Перейдя к работам футуристов за революционное время, лектор отметил трезвое отношение их к революции, отсутствие в их подходе пошловато-слащавой идеализации, от которой до сих пор еще не свободно большинство так называемых пролетарских и революционных поэтов. По мнению Фомина футуристы оказались единственными, кто - пойдя с революцией сразу, безоговорочно и до конца - сумели с непревзойденной силой выразить всю мощность, размах и пафос революции, впервые заговорив о ней подлинным языком революции. Познакомив дальше аудиторию с последним, производственным этапом развития футуризма, Фомин закончил лекцию утверждением, что если Французская революция дала миру огненно-вдохновенную марсельезу, то русская революция создала свой гимн не меньшей силы и яркости, - гимн, исполненный потрясающей мощности, насыщенный непреодолимой волей к победе - это "Марш левых" Маяковского. Лекция, тянувшаяся с небольшим перерывом - около четырех часов была покрыта долгими горячими апплодисментами аудитории.