стр. 179
А. Февральский.
Г. КРЫЖИЦСКИЙ. ФИЛОСОФСКИЙ БАЛАГАН. ТЕАТР НАОБОРОТ. ИЗД. "ТРЕТЬЯ СТРАЖА".
"Искусство-нелепость", "театр - безумие", "актер - жрец и пророк" - казалось бы, этих утверждений достаточно, чтобы сдать книжку в архив архаизмов под рубрикой "реакционная идеология эстетизма". Однако, это не так. Начав с констатирования фактов: "сейчас театра нет", "сейчас актера нет", автор выдвигает требование: существующий театр "перевернуть вверх дном". Средство - "обалаганить" театр, создать театр современности, театр "новой электрической культуры и американской сверхтехники" на основе высокой квалификации актеров, развития акробатизма и эксцентризма.
Исходя из диаметрально противоположной концепции театра, как одного из орудий социальной организации на научных основах, мы тем не менее в отношении путей к созданию нового театра приходим к выводам, близким к заключению Крыжицкого. Безусловно: театру нужно вернуть театральность (как средство достижения наибольшей выразительности); из театра нужно изгнать литературщину и "переживания"; "театр несет свое откровение (по нашему: организационное действие театра выражается) не в словах, а в фактах"; нужна высокая актерская техника, "акробатизм тела и духа", "все математически рассчитать и измерить". Именно этими положениями уже задолго до появления книжки Крыжицкого руководятся работники левого театра - марксисты.
Книжка Крыжицкого (в которой необходимо отметить динамичность и удачную образность слога) - не только выражение протеста против существующего положения, полезное лишь как еще одно орудие, таранящее бастионы академизма. Революционное значение имеют и многие из тех ее страниц, на которых автор намечает пути к строительству нового театра. Несмотря на свой анархо-идеалистический подход к вопросу о задачах и значении театра, Крыжицкий (пусть бессознательно) - об'ективно работает на коммунистический театр. Читатель, который сумеет и в данной области применить марксистский анализ, сможет извлечь из этой книжки много ценных и вполне своевременных замечаний.