стр. 172
С. Д.
А. А. ПОТЕБНЯ. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ Т. I. МЫСЛЬ И ЯЗЫК.
Издание полного собрания сочинений Потебни в наше время, когда так остро стоит проблема научной поэтики, кажется нам совершенно уместным.
В области поэтики Потебня был одним из оригинальнейших мыслителей, но принципы поэтики Потебни до сих пор остаются известны только немногим.
При жизни у него был ограниченный кружок университетских слушателей. Написанное им по вопросам поэтики сводится к ряду несистематизированных черновых заметок и набросков. Ученики Потебни в "Сборниках по теории и психологии творчества" пытались популяризовать его теорию, но попытку их нельзя признать удачной, - она лишена всякой оригинальности и обаяние личности Потебни заслоняет в ней его мысли. Самый известный из "потебнианцев" Д. Н. Овсянико-Куликовский в своих историко-литературных работах едва ли не идет вразрез с принципами поэтики Потебни. Нечего говорить, что ревнители "героической истории литературы" игнорировали Потебню абсолютно.
Только в последние два - три года имя Потебни выплыло из забвенья и о нем толкуют вкривь и вкось, имея отдаленное представление о его теории с чужих слов, зная его урывками или не зная совсем. При этом позицию Потебни определили так: т. н. "формальная школа" с самого начала резко отмежевалась от него, олицетворив в его лице все изжитое наукой о литературе, а противники "формалистов" воздвигают Потебню, как оплот против них и "кадят мертвецу, чтобы живых задеть кадилом".
Однако Потебня достоин лучшей участи, и серьезно разобраться в принципах его поэтики является насущной необходимостью наших дней.
Потебня был лингвист. Наука о языке искони вмещает в себе два течения - одно, рассматривающее язык как нечто готовое, внеположное психическим
стр. 173
состояниям произведение; другое рассматривающее язык в его связи с языковым психическим процессом. Потебня принадлежал к этому последнему направлению; и подойдя с точки зрения языкового процесса к поэзии он первый и безусловно выяснил языковый характер поэзии. В сущности это все, что Потебня оставил законченным. Он не писал историко-литературных работ, не дал образца практического применения своих принципов; отдельные заметки касающиеся истории литературы может быть идут вразрез с его принципами, но заслуга Потебни, произведшего громадный сдвиг в сознании исследователя явлений поэзии, от этого не умаляется.
Характер метода литературного исследования уже заключается в утверждении тождества поэзии и языка. Наука о языке, на протяжении своего развития, выработала объективный метод исследования и вопрос о научной поэтике есть вопрос о применении этого метода к поэзии, а не внесении интуитивных, оценочно-эстетических или наивно-социологических моментов в научное исследование.
Именно так понимал Потебня метод науки о литературе и ему принадлежат слова: "История литературы должна все более и более сближаться с историей языка, без которой она также ненаучна, как физиология без химии".
Знакомство с подлинным Потебней послужит к рассеянию легендарных истолковываний его поэтики.