стр. 70
С. Эйзейнштейн.
МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ
(К постановке "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского в Московском Пролеткульте).
1. Театральная линия Пролеткульта.
В двух словах. Театральная программа Пролеткульта не в "использовании ценностей прошлого" или "изобретении новых форм театра" а в упразднении самого института театра, как такового, с заменой его показательной станцией достижений в плане квалификации бытовой оборудованности масс. Организация мастерских и разработка научной системы для поднятия этой квалификации - прямая задача Научного Отдела Пролеткульта в области театра.
Остальное, делаемое - под знаком "пока"; удовлетворение привходящих - не основных задач Пролеткульта. Это "пока" - по двум линиям под общим знаком революционного содержания:
1. Изобразительно-повествовательный театр (статический, бытовой - правое крыло: "Зори Пролеткульта", "Лена" и ряд недоработанных постановок того же типа - линия бывш. Рабочего театра при Ц. К. Пролеткульта),
2. Агит. аттракционный (динамический и эксцентрический - левое крыло) - линия, принципиально выдвинутая для работы Передвижной труппы Московского Пролеткульта - мною совместно с Б. Арватовым.
В зачатке, но с достаточной определенностью путь этот намечался уже в "МЕКСИКАНЦЕ" - постановке автора настоящей статьи совместно с В. С. Смышляевым (1-я Студия М. Х. Т.) Затем полное принципиальное расхождение на следующей же совместной работе ("Над Обрывом" В. Плетнева) приведшее к расколу и к дальнейшей сепаратной работе, обозначившейся "Мудрецом" и... "Укрощением Строптивой", не говоря уже о "Теории построения Сценического Зрелища" Смышляева, проглядевшего все ценное в достижениях "Мексиканца".
Считаю это отступление необходимым, поскольку любая рецензия на "Мудреца", пытаясь установить общность с какими угодно постановками, абсолютно забывает упомянуть о "Мексиканце" - январь - март 1921 года - между тем, как "Мудрец" и вся теория аттракциона является дальнейшей разработкой и логическим развитием того, что было мною внесено в ту постановку.
3. "Мудрец" начатый в Перетру (и завершенный по объединении обеих трупп), как первая работа в плане агита на основе нового метода построения спектакля.
стр. 71
II. Монтаж аттракционов.
Употребляется впервые. Нуждается в пояснении.
Основным материалом театра выдвигается зритель - оформление зрителя в желаемой направленности (настроенности) - задача всякого утилитарного театра (агит, реклам, санпросвет и т. д.). Орудие обработки - все составные части театрального аппарата ("говорок" Остужева не более цвета трико примадонны, удар в литавры столько же сколько и монолог Ромео, сверчек на печи не менее залпа под местами для зрителей) - по всей своей разнородности приведенные к одной единице - их наличие узаконивающей - к их аттракционности.
Аттракцион (в разрезе театра) - всякий агрессивный момент театра, т.-е. всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно-выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего, в свою очередь в совокупности - единственно обусловливающие возможность восприятия идейной стороны демонстрируемого - конечного идеологического вывода. (Путь познавания - "через живую игру страстей" - специфический для театра).
Чувственный и психологический, конечно, в том понимании непосредственной действительности, как ими орудует, напр., театр Гиньоль: выкалывание глаз или отрезывание рук и ног на сцене; или: соучастие действующего на сцене по телефону в кошмарном происшествии за десятки верст; или положение пьяного, чувствующего приближение гибели, и просьбы о защите которого принимаются за бред. А не в плане развертывания психологических проблем - где аттракционным является уже самая тема, как таковая, существующая и действующая и вне данного действия при условии достаточной злободневности. (Ошибка, в которую впадает большинство агит-театров, довольствуясь аттракционностью только такого порядка в своих постановках).
Аттракцион в нормальном плане я устанавливаю как самостоятельный и первичный элемент конструкции спектакля - молекулярную (т.-е. составную) единицу действенности театра и театра вообще. В полной аналогии "изобразительная заготовка Гросса или элементы фото-иллюстраций Родченки.
"Составную" - поскольку трудно разграничить, где кончается пленительность благородства героя (момент психологический) и вступает момент его личного обаяния; (т.-е. эротическое воздействие его) лирический эффект ряда сцен Чаплина неотделим от аттракционности специфической механики его движений; также трудно разграничить где религиозная патетика уступает место садическому удовлетворению в сценах мученичества мистериального театра и т. д.
Аттракцион - ничего общего с трюком не имеет. Трюк, а вернее трик (пора этот слишком во зло употребляемый термин вернут
стр. 72
[] 7. Сцены из "Мудреца".
[] 8. Сцены из "Мудреца".
стр. 73
[] 9. Сцены из "Мудреца".
[] 10. Сцены из "Мудреца".
стр. 74
на должное место), законченное достижение в плане определенного мастерства (по преимуществу акробатики), - лишь один из видов аттракционов в соответствующей подаче (или, по цирковому - "продаже" его). В терминологическом значении является, поскольку обозначает абсолютное и в себе законченное, прямой противоположностью аттракциона - базируемому исключительно на относительном, - реакции зрителя.
Настоящий подход коренным образом меняет возможности в принципах конструкции "воздействующего построения" (спектакль в целом) - вместо статического "отражения" данного, по теме потребного события и возможности его разрешения единственно через воздействие логически с таким событием сопряженные, выдвигается новый прием - свободный монтаж с произвольно выбранных, самостоятельных (также и вне данной композиции и сюжетной сценки действующих) воздействий (аттракционов), но с точной установкой на определенный конечный тематический эффект - монтаж аттракционов.
Путь, совершенно высвобождающий театр из под гнета до сих пор решающей, неизбежной и единственно-возможной "иллюзорной изобразительности" и "представляемости", через переход на монтаж "реальных деланностей" в то же время допуская вплетание в монтаж целых "изобразительных кусков" и связно сюжетную интригу, но уже не как самодовлеющее и всеопределяющее, а как сознательно для данной целевой установки, и избираемый чисто сильно действующий аттракцион.
Поскольку не "раскрытие замысла драматурга", "правильное истолкование автора", "вернее отображение эпохи" и т. п.; а только аттракцион и система их являются единственной основой действенности спектакля, всяким набившим руку режиссером по чутью, интуитивно аттракцион так или иначе использовывался, но, конечно, не в плане монтажа или конструкции, но "в гармонической композиции" во всяком случае, (отсюда даже свой жаргон - "эффектный под занавес", "богатый выход", "хороший фортель" и т. п.), но существенно то, что делалось это лишь в рамках логического сюжетного правдоподобия (по пьесе "оправдано"), а главное безсознательно и в преследовании совершенно иного (чего либо из перечисленного "вначале"). Остается лишь, в плане разработки системы построения спектакля, перенести центр внимания на должное, рассматриваемое ранее как привходящее, уснащающее, а фактически являющееся основным проводником постановочных ненормальных намерений и не связывая себя логически - бытовым и литературно-традиционным пиэтэтом, установить данный подход, как постановочный метод (работа с осени 1922 г. Мастерских Пролеткульта).
Школой монтажера являются кино, и главным образом мюзик-холль и цирк, так как в сущности говоря сделать хороший (с формальной точки зрения) спектакль - это построить крепкую мюзик-холльную -
стр. 75
цирковую программу, исходя от положений взятой в основу пьесы.
Как пример - перечень части NN эпилога "Мудреца":
1) Экспозитивный монолог героя. 2) Кусок детективной фильмы (пояснение п. 1. - похищение дневника). 3) Музыкально-эксцентрическое антрэ (невеста и три отвергнутых жениха (по пьесе одно лицо) в роли шаферов - сцена грусти в виде куплета "Ваши пальцы пахнут ладаном" и "Пускай могила" - в замысле ксилофон у невесты и игра на шести лентах бубенцов - пуговиц офицеров). 4, 5, 6) Три параллельных двухфразных клоунских антрэ (мотив платежа за организацию свадьбы). 7) Антрэ этуали (тетка) и 3-х офицеров (мотив задержки отвергнутых женихов), каламбурный (через упоминание лошади) к номеру тройного вольтажа на оседланной лошади (за невозможностью вести ее в зал - традиционно - "лошадь втроем"). 8) Хоровые агиткуплеты ("у попа была собака" - под них каучук попа - в виде собаки - мотив начало венчания). 9) Разрыв действия (голос газетчика для ухода героя). 10) Явление злодея в маске - кусок комической кино-фильмы (резюме 5 актов пьесы, в превращениях - мотив опубликования дневника). 11) Продолжение действия (прерванного) в другой группировке (венчание одновременно с тремя отвергнутыми). 12) Антирелигиозные куплеты ("Алла-верды" - каламбурный мотив, необходимость привлечения муллы в виду большого количества женихов при одной невесте) - хор и новое только в этом номере занятое лицо - солист в костюме муллы. 13) Общий пляс. Игра с плакатом "религия - опиум для народа". 14) Фарсовая сцена (укладывания в ящик жены и трех мужей - битье горшков об крышку). 15) Бытово-пародийное трио - свадебная ("а кто у нас молод"). 16) Обрыв, возвращение героя. 17) Полет героя на лонже под купол (мотив самоубийства от отчаяния). 18) Разрыв - возвращение злодея - приостановка самоубийства. 19) Бой на эспадронах (мотив вражды). 20) Агит-антрэ героя и злодея на тему НЭП. 21) Акт на наклонной проволоке (проход с манежа на балкон над головами зрителей - мотив "от'езд в Россию"). 22) Клоунское пародирование N (героем) и каскад с проволоки. 23) С'езд на зубах по той же проволоке с балкона рыжего. 24) Финальное антрэ двух рыжих с обливанием друг друга водой (традиционно) - кончая об'явлением "конец". 25) Залп под местами для зрителей, как финальный аккорд. Связующие моменты NN, если нет прямого перехода, использовываются как легативные элементы - трактуются различной установкой аппаратов, музыкальным перерывом, танцем, пантомимой, выходами у ковра и т. д.
Москва, 20/V - 23 г.