стр. 53
О РАБОТАХ КОНСТРУКТИВИСТСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Варст.
Отчетная выставка годовой работы Метфака (металлического факультета) ВХУТЕМАСА показала нам первый раз практическую работу конструктивистской молодежи. Работой этой молодежи руководит конструктивист Родченко, им же организован Метфак из юверинной, сканной и др. в подобных мастерских быв. Строгоновского училища и поставлена работа в плане конструктивизма.
Выставка состоит из проэктов и моделей материального оформления вещей для металлической промышленности.
Она обнаружила два принципа конструктивизма, положенных в основу руководителем Метфака практической работы конструктивиста в деле строительства новой вещи.
Первое - материальное оформление вещи, в противовес эстетическому ее компанованию в плане искусства, идет от задания, материала и конструкции к форме всей вещи в целом.
В показанных работах студент исходил не из заранее выясненной, "художественной" формы предмета, а форма явилась результатом решения основного задания.
Это очень резко подчеркнуто на выставке, где ни в одной работе не было преобладания задач чистой формы (эстетика) над утилитарным смыслом вещи.
Ни в одном проэкте нельзя было усмотреть даже намека на художественный стиль и их можно было принять только в целом, как правильно функционирующую вещь, подобно автомобилю, самолету и пр. вещам индустриального порядка.
Это было настолько очевидно, что посещавшие студенты других факультетов и других Вузов ставили один и тот же вопрос:
- Где же здесь искусство?
- Вы не ставите себе совершенно "форменных задач"! (студенты архитекторного фак. Вхутемаса).
- А "художественно" вы потом будете отделывать?
Выставка - первый прорыв конструктивистской молодежи в борьбе с эстетической заразой. В ней блестяще показано, что дисциплина материального оформления предмета не имеет ничего общего с эстетическим компанованием вещи, результатом чего может быть лишь новый художественный стиль.
В первом случае работающий берет за основу материальные данные и их организует по трем дисциплинам конструктивизма (тектоника, фактура и конструкция).
Во втором случае отправной точкой является психологическое воздействие данной внешней формы на потребителя и в работе
стр. 54
[] 3. Макеты комбинированной мебели. Соболев. Кровать - кресло.
[] 4. Макеты комбинированной мебели. Соболев. Кровать - кресло.
стр. 55
[] 5. Макеты комбинированной мебели. Галактионов. Складная кровать.
[] 6. Макеты комбинированной мебели. Галактионов. Складная кровать.
стр. 56
формальная часть разрешается за счет утилитарного значения предмета.
Второе - поставленное заданием разрешение движущейся вещи. Такое задание ставит новый принцип организации вещи и имеет педагогическое значение - развитие инициативы в учащихся.
Показанные работы по этому заданию дали три решения этой задачи:
1. Вещь годная к употреблению только в состоянии движения т.-е. организованная, как орудие производства.
Таково задание движущейся книжной витрины, разрешенное как своего рода станок для демонстрирования книг. Утилитарное преимущество его в возможности показать большое количество книг в единицу времени потребления, не рассеивая внимания зрителя по всему полю витрины.
2. Вещь разборная, компактно складывающаяся после употребления - таковы складной киоск, складная кровать, одна из моделей которой помещена в настоящем номере.
3. Вещь для личного потребления выполняющая несколько функций в общежитии - кровать и чертежный стол, кресло и кровать (помещены в наст. номере).
В решении этих заданий студентами была проявлена большая изобретательность, находчивость в использовании материала и что очень интересно отметить, нет совершенно неудачных решений, хотя работы были выставлены все без обычного отбора для выставки. Можно сказать категоричнее - слабых работ нет, ибо в основу метода ведения занятий руководитель поставил не эмоциональную (художественную) деятельность, а развитие в работающих инициативы и активности. Вся группа крепко сработалась в усвоении конструктивистского подхода к практической работе и является первой ячейкой конструктивистской молодежи, достаточно уже технически грамотной.
Метод занятий заслуживает особого внимания - он в полной мере сохраняет самостоятельность учащихся и мы имеем на выставке не "маленьких Родченков", столь обычных для художественных мастерских, а активную, самостоятельную группу молодых работников, для которых руководитель не "законченная система", а более опытный старший товарищ. Из более выделяющихся в смысле проявления инициативы и технической проработки надо отметить след. товарищей - Быкова, Соболева, Галактионова, Пылинского и Чувиляева.