стр. 177

     И. Терентьев.

     ЛЕФ ЗАКАВКАЗЬЯ.

     (Компания 41°).

     В 17 году Кавказская армия через Тифлис возвращалась в Россию. Наша Компания показывала заумный микроскоп всем проезжающим. Головинский просп. N 8, бывшая столярная мастерская, переделанная в "Футурвсеучбище".
     Там в тесной комнате набивалось людей до отказу. Прислушивались к истории русского футуризма и ехали дальше... А мы сидели. За три года было прочитано около 200 докладов; во "Всеучбище" перебывало до 100 поэтов; из них почти все уже перебрались в Москву и здесь рассеяны по организациям учебно и производственно художественным.
     В 19 году, оставшись одни, мы напечатали все, что наработали за 3 года. Книжки (каждая выходила в 250, не более экземпл.) разошлись по разным местам и теперь их нету даже у авторов. Вот кое что:
     ИЛЬЯ ЗДАНЕВИЧ "Янко Круль Албанский", "Асел напрокат", "Остраф Пасхи", "Зга Якабы" и друг.
     КРУЧЕНЫХ "Малахолия в капоте", "Лакированное трико", "Миллиорк" и друг.
     ТЕРЕНТЬЕВ "17 ерундовых орудий", "Факт", "Трактат о сплошном неприличии", "Рекорд нежности" и друг.

     Вскоре выехали из Тифлиса и мы. Крученых в Баку, а потом в Москву, Зданевич в Париж, а я заболтался посредине. - Константинополь - Тифлис - Баку. Путешествуя, - всюду продолжаем заумствовать.
     Только в этом году появились грузинские футуристы, сразу человек 25. Обратились ко мне, как к старожилу. Спрашивают: "наши задачи? Кого бить? Чем ругаться? Что делать?" Ответил: "Ничего, кроме поэтического интернационала. Комбинируйте языки на заумной основе. Это будет самое нужное и самое опасное дело".
     "В Грузии это невозможно, нас убьют..."
     Я уехал в Баку. Но перед отъездом меня успели побить - бывшие символисты, теперь просто националисты.
     В своем "манифесте" они так и объявили: "все дороги в будущее нами заняты". Несомненно, что от ближайшего подзатыльника эта пробка выскочит.
     В Баку пробуждение новых сил еще заметнее. Там очень тепло встретил меня комсомол. Они задумали большое дело и пригласили посоветовать. "Союз Молодого Искусства" - так проэктировали они свой устав:
     1. Ориентация на коммунистическую партию и комсомол.
     2. Ориентация на техническую революционность футуризма.
     3. Художник - изобретатель, но в изобретении есть свой производственный момент, который определяет все бытие искусства.
     Около месяца происходили наши беседы о футуризме. Устав должен был утверждаться в парткоме. Начали еще до утверждения возникать в университете, политехникуме, Консерватории, рабочем клубе - ячейки этого союза.
     Мой отъезд в Москву, разумеется, не остановит этого самостоятельно начатого дела и надо ждать хороших известий с юга. Деятельность Ильи Зданевича в Париже (второй год) еще в периоде привлечения внимания.
     Работает он исключительно в среде французской, расплевавшись в первый же день со всей активничающей эмиграцией. С ним несколько французов (поэты, художн.). Недавно был заумный бал. Много народу. Подробности неизвестны пока.

home