стр. 166
А. Февральский.
LUIS E. RECABARREN S. "DESDICHA OBRERA" - (РАБОЧЕЕ НЕСЧАСТИЕ).
JOCE S. CORDOVA "LA CANALA" - (СВ. НОЧЬ).
C. A. MELIA "EL DIA DE MANANA" - (ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ).
E. TORALLA BECI "HODAR" - (ОЧАГ).
Antofagasta. Imprenta "El socialista" - 1921 г.
Четыре небольших пьески на испанском языке, изданные Коммунистической Партией Чили (Южная Америка). Авторы первых двух - чилийцы, остальных - испанцы. Все пьесы сходны между собой. Все они - бытовые, в том числе даже третья, тема которой - в будущем - ликвидация последней земельной собственности после социальной революции в Испании. Пьесы, в особенности чилийская, отличаются исключительным сентиментализмом и переполнены такими на наш взгляд далекими от марксизма терминами, как "Идеал" (с большой буквы), "святая любовь" и т. п. Непосредственно социальной борьбы нигде нет, во всех пьесах личные трагедии, как результат несправедливости капиталистического строя. Пример наивной концепции - содержание второй пьески: революционер, сестру которого оскорбил богатый бездельник, мстит ему тем же; потом оказывается, что он любит сестру богача, а все кончается благополучно. Хотя сестра революционера, любящая другого, и отвергает предложение раскаявшегося оскорбителя, - последний, примиренный, обещает "быть добрым". Предисловие к последней пьеске: El argumento de esta obrita consiste en condenor el prejuicio y cobardia de claudicar los ideales de justicia cocial ante el peligro de la persecusion burguesa, dejando aletinal, triunfantes la razon y la justieia" ("существо этой вещицы заключается в осуждении предрассудка и боязни провозгласить идеалы социальной справедливости перед опасностью преследования со стороны буржуазии, заканчивающемся торжеством разума и справедливости".)
В сценическом отношении пьески очень слабы: действия чрезвычайно мало; преобладают высокопарные монологи.
Нашим испанским и южно-американским товарищам, видно, придется много поработать и над выработкой классовой идеологии, и над созданием действенно-революционного репертуара.