стр. 165
Н. А.
"СОВРЕМЕННЫЙ ЗАПАД" N 2.
Материал второй книги "Запада" подобран достаточно живо для того, чтобы не уснуть над книгой. Центральная вещь "Короли и капуста" О. Генри понижена и в темпе действия и занятности приемов. Холодноватая стилистика К. Эдшмидта на тему биографических подробностей жизни Ф. Вийона: не плохо сделанный рассказ К. Мюнцера "Терца Фавор" и скучнейшая из вещей Бернарда Шоу. Недурны переводы немецких современников А. Луначарского.
В критико-библиографическом отделе весьма интенсивно проводится восстановление нарушенного революцией равновесия европейской художественной мысли, что явствует хотя бы из следующих выписок, характерных для тщательно замаскированной позиции "Современного Запада":
"В Париже с марта месяца стал выходить новый ежемесячный журнал "Французская Муза". Журнал является органом всех поэтов, подчиняющих свое вдохновение здравой традиционной дисциплине французского стихосложения" (стр. 218).
Непонятно только в этой заметке одно: считает ли Редакционная коллегия "Запада" "здравой" традиционную дисциплину "Французской Музы", или она "подчиняет свое вдохновение" вкусу своего информатора.
Какова эта "традиционная дисциплина" можно судить из заметки на стр. 221:
"Вышел сборник, составленный Жильбером Лели "Шедевры игривой поэзии 18 в." - с большим вкусом подобранная антология эпохи".
Зато о "Злой Вести" коммуниста К. Эйнштейна" (брата ученого) "Современный Запад" отзывается очень кисло:
"Злая Весть" Карла Эйнштейна - пьеса в 20 сценах, выхваляемая в рекламной публикации издателя, как неслыханно смелая и остроумная сатира на современность, представляет новую попытку перенести личность Христа в современность. Как обращик приемов автора, укажем хотя бы на то, что при казни Христа: присутствуют фотографы, что режиссер кричит Христу: "побольше мимики!"
Ужасные приемы! Так и хочется вздохнуть всей редколлегией! Прямо для Мейерхольда впору! И их то - примите во внимание рекламирует наглый издатель!
Зато:
"Восторженный отзыв дает известный (?) критик А. Мендельсон-Бартольди о напечатанной в 1920 году пьесе Фрица-фон-Унру "Plats", представляющей подобно другим произведениям автора пламенный призыв к любви, долженствующей обновить мир".
стр. 166
Вот спасибо за рекомендацию!
Ну, и конечно, тщательно подобранные сведения о "бывших" футуристах Флора, Карра - "не представляющих больших достоинств!"
Если и дальше будет "С.-Запад" давать малую хронику жизни западной литературы - он грозит сам превратиться в "хроника", страдающего идиосинкразией к новому искусству.