стр. 62
В. Кремнев.
ПОЭМА ВЕЛИКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
I.
Прошли три года железной диктатуры рабочего класса. И эти три года могут быть смело отмечены удивительным и беспрерывным ростом пролетарского поэтического творчества. Правда, и теперь найдется еще не мало наших весьма образованных товарищей, которым необходимо пальцем указывать на солнце. Ну, что-ж, от этого солнце не станет темнее. И это не помешает в настоящей статье смело заявить, что пролетарские поэты уже создали бессмертную и прекрасную поэму великой революции.
- Где же эта поэма и кто ее творцы, - спросят многие. Отвечу: поэма эта есть упорный коллективный труд наших пролетарских поэтов, а вот и названье ее наиболее интересных глав: "Под Красным Знаменем", "Зори Грядущего", "Красный мост", "Динамо-Стихи", "Цветы Восстания", "Рабочий Поселок", "Железные Цветы", "Поэзия Рабочего Удара" и много других, перечислять которые было бы утомительно.
Правда, ни один пролетарский поэт в отдельности не создал своего Фауста. Но до Фаустов ли было пролетарским поэтам, Фаусты создавались годами, в удобных кабинетах, заставленных до потолка книгами, а у пролетарских же поэтов не только не было таких кабинетов, но часто не было и постоянной квартиры с достаточным куском хлеба.
Певцы труда, певцы машины
И знаменосцы и бойцы...
Эти слова пролетарского поэта можно отнести и ко всем другим его соратникам. Кто из них не был активным творцом революции, агитатором, пропагандистом, и даже боевым солдатом-красноармейцем. Революция - война, а во время войны не строят пышных храмов и великолепных дворцов. Пролетарский поэт, обороняющийся огненным словом стиха от бесчисленных врагов революции, делает то же, что и всякий боец на поле брани. Он наспех роет окопы, проводит проволочные заграждения и безустали пускает раскаленные стрелы слов может быть и не совсем изящных, но всегда смертельных для врагов и благословенных для революции.
Поэзия есть особый вид восприятия мира, приводящий к единству разрозненные явления жизни и организующий чувства и настроения людей, дающий в результате неувядаемые вечные образы. Революция, оплеванная и проклинаемая большинством нашей обывательской интеллигенции, как нечто лишенное всякой красоты и романтизма, явила в стихах пролетарских
стр. 63
поэтов величавость и блеск нестерпимый для наших врагов, и отраженная в художественном творчестве дала нескончаемую радость нашим бойцам, давая им возможность в новом свете воспринять великие идеалы революции. Говорят, что пролетарские поэты односторонни, у них-де всего несколько идей. Ну что ж? и - чудесно! Пока у них даже только одна идея, та солнечная, могучая, что и у всего борющегося пролетариата. Во время войны и должна быть одна идея - уничтожить врага всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами.
Но пролетарские поэты дали больше того, что требовала от них история и революция, они даже превзошли ожидания, если принять во внимание условия их жизни и те трудности, которые стояли на их пути. В единой основной революционно-коммунистической идее они показали весь спектор ее огненных красок, всю гамму ее звуков и настроений. Каждый из заметных пролетарских поэтов по своему прекрасен и необходим в общем плане великой поэмы революции. Это поистине драгоценнейший коллективный труд, где каждый хорошо и добросовестно выполнил свою работу.
Если бы собрать все написанное пролетарскими поэтами за три года, отбросив, что имеется у них слабого и незрелого, а слабое и несовершенное было у всех поэтов прошлого, то всякий легко мог бы убедиться в большой и ценной работе, выполненной пролетарскими поэтами за время существования советской власти. Можно было бы убедиться, что ни одно выдающееся явление последних трех лет не оставлено ими не воспетым в стихах. Величавые прозрения грядущего, пафос революции, героизм красных бойцов, скорбь над могилами павших в великой борьбе, все это вы найдете у пролетарских поэтов. И не только это, общее, бьющее в глаза, но и многое другое, более интимное и неуловимо прекрасное, что имело место в нашей великой борьбе, навсегда запечатлено в их творчестве. Пролетарские поэты еще не создали своей вполне оригинальной формы, а также в их творчестве нет еще объективного эпического отображения всей современности, но поставить это им в вину не в коем случае нельзя, но можно смело утверждать, что многие пролетарские поэты сумели вполне овладеть техникой стиха и всеми достижениями в области поэтического творчества прошлого и настоящего. Это уже большая победа. Овладев этим оружием, пролетарские поэты могут смело и уверенно продвигаться далее, обогощая и совершенствуя завоеванное. Что касается отсутствия у них больших произведений, то это может быть вполне и легко объяснимо: в потрясающем катаклизме мировых событий современный художник не может проявить полную объективность в изображении того, что еще движется, кипит, волнуется, изменяется каждый день, стремясь найти свою окончательную монументальную форму. В отдельности все явления революционной борьбы уловлены в певучие мережи пролетарской поэзии, но синтезировать и объединить все это, пожалуй, не под силу ни одному современному художнику. Это сделает уже более спокойный созерцатель-поэт позже, когда улягутся огненные волны великой ожесточенной борьбы классов.
стр. 64
II.
Теперь постараюсь отметить те элементы внутреннего содержания пролетарской поэзии, которые коренным образом отделяют ее от прошлой и современной поэзии, поэзии других общественных группировок. Наиболее характерной особенностью пролетарской поэзии является осознание в своем творчестве коллективного начала. Слово М ы является знаменем, символом глубокого внутреннего значения для всех пролетарских поэтов. Это лейт-мотив Великой Поэмы Революции, связующей все ее отдельные главы и части.
- Все мы, во всем мы,
Мы пламень и свет побеждающий
Сами себе Божество, и Судья, и Закон...
Этому Мы, этому всепобеждающему человеческому коллективу принадлежит мир. Он - хозяин земли и законный наследник всей предшествующей культуры.
Нет меры гордому дерзанью
Мы Вагнер, Винчи, Тициан...
- Мы клали камни Парфенона
И исполинских пирамид,
Всех храмов, сфинксов, пантеонов
Звенящий высекли гранит...
(М. Герасимов).
Пролетариату, несущему в себе уничтожение всех классов, рубежей и границ, открывающему необозримые горизонты будущего коммунистического мира, пролетарские поэты посвящают лучшие строфы своих стихов:
- Тайна в глазах,
Взгляды порывисты, цепки,
Что-то растет,
Кто-то огромный идет.
Черные куртки и кепи
Плавают в сером тумане,
Втиснуты сжатые руки
В карманы.
(Александровский).
- Под темной блузой в груди суровой
Ты носишь солнце Жизни Новой,
Ты первый гром Весны грядущей,
Всегда мятежный, всегда зовущий.
(В. Кириллов).
- "На грубые ладони площадей Я первый,
Я первый жертвенную кровь пролил!
Я, долгой пыткой закаливший нервы,
Непобедимый в единстве сил!.."
(С. Обрадович).
Коллективизм - высшая форма человеческого общежития; в нем победа и торжество идей коммунизма, и пролетарский
стр. 65
поэт любит находить черты коллективизма во всех явлениях жизни:
- О чем поют гудки? -
Это - утренний гимн Единства...
- Целый миллион берет молот в одно и то же мгновенье...
(Гастев).
Встречая идущих стройными рядами рабочих и красноармейцев, поэт говорит:
- Безотчетно счастливый, весь благоговенье,
Обнажаю голову, слитность постигаю,
Я, Они - единство... Общее сцепленье...
Это Я под музыку с Ними, в Них шагаю...
(Садофьев).
Коллективизм пролетарского поэта сказывается и на восприятии им явлений природы. Воспевая лес, птиц, звезды, пролетарский поэт почти всегда встречает в этих явлениях родственные ему элементы
- Вешний ветер дышет
Вишеньем с полей,
На вечерней крыше
Митинг голубей.
Воркотня и крики
У трибуны труб...
(М. Герасимов).
- Шумит над нами полог хвойный,
Как сотни радостных знамен.
(Самобытник).
Пользуясь обратным методом, поэт переносит эти элементы коллективизма в природе на явления жизни и борьбы своего класса -
- Мы звезды, в сумраке глубоком...
(Самобытник).
- Мы, как волны, в бушующем море
Коллективною силою пьяны...
(В. Кириллов).
Пролетарский поэт любит вещи, созданные трудом своего класса, любит материю организованную и покорную его воле, любит орудия производства; они как бы живут в его творчестве, источая радость, тепло и свет. Он знает, что первый локомотив, пущенный по рельсам, был первым гонцом в грядущий мир социализма. Последний немыслим без развития индустрии и техники производства. Отсюда понятна та любовь и страстность, с которой пролетарский поэт воспевает завод и машины:
- Весь завод вырос, встал легким стальным миражем, а все люди послали ему одним и тем же жестом - один привет, привет фонарям, камню и стали... Завод превращался в светлое чудо...
(Гастев).
стр. 66
- В железе есть чистость,
Призывность, лучистость,
Мимозово-нежных ресниц,
Есть флейтовы трели,
Зажглись и сгорели
В улыбках восторженных лиц,
В железе есть нежность,
Игривая снежность,
В шлифованном светит любовь,
Закатная алость,
Порыв и усталость
В изломе заржавленном кровь.
В железе есть сила -
Гигантов взростила
Заржавленным соком руда,
Железною ратью
Вперед мои братья -
Под огненным стягом Труда!
(М. Герасимов).
От напряженного гула гиганто-заводов, от шума приводов и электрического света как бы исходит сила, долженствующая освободить людей от векового рабства и суровой зависимости от судьбы и природы.
- Вот он - Спаситель, Земли властелин,
Владыка сил титанических,
В шуме приводов, в блеске машин,
В сиянии солнц электрических...
(В. Кириллов).
Труд - основа бытия, источник всей красоты и мудрости. Без труда немыслима жизнь, счастие и победа и поэтому воспевание труда есть одна из самых ярких глав Великой Пролетарской Поэмы.
- Я узнал, что мудрость мира вся вот в этом молотке,
В этой твердой, и упорной, и уверенной руке.
Чем сильнее звонкий молот будет бить, дробить, ковать
Тем светлее будет радость в мире сумрачном сиять...
(В. Кириллов).
- Огнем труда сердца согреты,
Все мускулы волнует дрожь,
Как ветерок горячим летом
В полях животворящих рожь.
(М. Герасимов).
- В дело - железо и камень!
Налегай дружней, земляк!
Стройки такой не забудет веками
Старая Мать-земля!.
Грудью единой дышем,
Миллионы потных рубах...
Солнце, выше над миром, выше
Пламенный взмах!..
(Обрадович).
- Каждодневно быть в заводе, быть в заводе наслажденье,
О, как сладко слушать этот бурно-пламенный напев,
Понимать язык железный...
(Садофьев).
стр. 67
Какой нежной, чисто-материнской любовью к труду веет от стихотворения В. Казина "Рубанок"
- Спозаранок, мой рубанок,
Лебедь, лебедь мой ручной
Торопливо и шумливо
Мною пущен в путь речной.
Цапай, цапай цепкой лапой
Струи стружек и тепла...
- Бреду я домой на Пресню,
Сочится усталость в плечах,
А фартук красную песню
Потемкам поет о кирпичах.
Поет он, как выше, выше
Я с ношей красной лез,
Казалось, до самой крыши,
До синей крыши небес.
Глаза каруселью кружило,
Туманился ветра клич.
Утро тоже взносило,
Взносило красный кирпич...
("Каменьщик" В. Казина).
Победа пролетариата и его торжество возможны лишь в союзе с пролетариями всего мира, отсюда планетарность поэта-рабочего:
- Я вижу дали красным заревом пылают.
То миллиарды флагов и знамен парят.
Под ними гордо, смело, победно в мир вступает
Всемирный наш товарищ - пролетариат...
(Садофьев).
- Иди, гремя грозой мятежной!
Весною нежной над миром вей!
Святую весть освобожденья,
Неси скорей!..
("Пролетариату" В. Кириллов).
- Рабочие мира услышат
Призыв отдаленных окраин,
Красные маки выше
Выше напев багряный!
(А. Поморский).
- Мы - рук мозолистых спаяньем -
Меридианы облегли...
... За троном биржи и царя,
Весь мир одев любовью
Взойдет вселенская заря...
(М. Герасимов).
Пролетариат полон нерастраченной титанической силы. Он бодр и действен как юноша. Отсюда - могучая любовь к жизни, земле и здоровая солнечная радость
- Любим мы Жизнь, ее буйный восторг опьяняющий...
(В. Кириллов).
- Мне незнаком предел свободы и любви,
Жизнь - это день, смерть - ночи покрывало
И я спешу любить, как лезвие кинжала...
Спешит окраситься в дымящейся крови.
Мне не знаком предел свободы и любви.
(В. Александровский).
стр. 68
- Весеннее солнце - вино,
Душа от лучей захмелела,
Вонзаются знойные стрелы
В окно.
Сквозь стекла ликующий смех,
Струится из ближнего парка
Со счастием пенится чарка
У всех...
(В. Александровский).
- Вкруг синий дым колышется,
Гудит сердитый мех,
Но мне в нем только слышится
Весны веселый смех,
И сталь под властью молота
На весь завод поет: -
Проснись кругом, что молодо,
"Весна, весна идет".
(Самобытник).
- Стучу, стучу я молотком,
Верчу, верчу трубу на ломе
И отговаривается гром
И в воздухе, и в каждом доме.
Кусаю ножницами я
Железа жесткого краюшку,
И ловит подо мной струя
За стружкою другую стружку.
А на дворе-то после стуж
Такая же кипит починка;
Ой, сколько, сколько майских луж -
Обрезков голубого цинка,
Как громко по трубе капель
Постукивает молоточком,
Какая звончатая трель
Гремит по ведрам и по бочкам.
("Рабочий Май" В. Казин).
Заканчивая беглую и довольно неполную характеристику внутреннего содержания пролетарской поэзии, необходимо отметить совершенно новое и своеобразное восприятие мира, свойственное лишь пролетарским поэтам. Говоря о коллективизме в пролетарской поэзии я указывал, как в изображении природы пролетарский поэт стремится отметить родственные ему черты, но этого мало, поэт-пролетарий не только отмечает элементы коллективизма в мире природы, но и пытается заключить все явления мира в образы трудового процесса и современности
- И высок и широк
Сине-каменный завод.
Чу! Порывистый гудок
Пыльным голосом зовет
И спешат со всех концов
В толстых блузах закопченных,
Толпы мощных кузнецов,
Ветровым гудком сплоченных.
Все темней, темнее высь,
Толпы темные сошлись
И проворно
Молний горна
Душным жаром разожгли
И раскатистым ударом
Ширь завода потрясли.
("Небесный Завод" В. Казин).
стр. 69
В этих новых методах и приемах пролетарского творчества лежит начало бесконечного обогащения нашей поэтической речи. Вместо традиционных архаических образов, в роде громыхающей колесницы Ильи Пророка, ветренных Геб и Перунов, пролетарский поэт дает нам могучее изображение грозы. В то время, как "крестьянский поэт" Есенин сравнивает луну с гусем, а звезды с карасями, - у пролетарского поэта мы читаем:
- А месяц, покрасневший молот
В вагранках звездных, раскален...
(М. Герасимов).
Отбрасывая устаревшие метафоры и образы, пролетарские поэты делают большую революционную работу, освобождая поэзию от первобытных представлений и бесконечно обогащают наш язык. Наблюдая эту большую и серьезную работу, проделанную пролетарскими поэтами за последние три года, и отмечая достижения, сделанные ими, можно с полной верой и надеждой смотреть вперед. Те бесконечные возможности, которые открываются перед ними, и та неисчерпаемая потенциальная сила, кроющаяся в недрах рабочего класса, обеспечивают нам полное торжество и победу пролетарской поэзии в самом недалеком будущем...