стр. 62

     В. Кремнев.

     ПОЭМА ВЕЛИКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

     I.

     Прошли три года железной диктатуры рабочего класса. И эти три года могут быть смело отмечены удивительным и беспрерывным ростом пролетарского поэтического творчества. Правда, и теперь найдется еще не мало наших весьма образованных товарищей, которым необходимо пальцем указывать на солнце. Ну, что-ж, от этого солнце не станет темнее. И это не помешает в настоящей статье смело заявить, что пролетарские поэты уже создали бессмертную и прекрасную поэму великой революции.
     - Где же эта поэма и кто ее творцы, - спросят многие. Отвечу: поэма эта есть упорный коллективный труд наших пролетарских поэтов, а вот и названье ее наиболее интересных глав: "Под Красным Знаменем", "Зори Грядущего", "Красный мост", "Динамо-Стихи", "Цветы Восстания", "Рабочий Поселок", "Железные Цветы", "Поэзия Рабочего Удара" и много других, перечислять которые было бы утомительно.
     Правда, ни один пролетарский поэт в отдельности не создал своего Фауста. Но до Фаустов ли было пролетарским поэтам, Фаусты создавались годами, в удобных кабинетах, заставленных до потолка книгами, а у пролетарских же поэтов не только не было таких кабинетов, но часто не было и постоянной квартиры с достаточным куском хлеба.

          Певцы труда, певцы машины
          И знаменосцы и бойцы...

     Эти слова пролетарского поэта можно отнести и ко всем другим его соратникам. Кто из них не был активным творцом революции, агитатором, пропагандистом, и даже боевым солдатом-красноармейцем. Революция - война, а во время войны не строят пышных храмов и великолепных дворцов. Пролетарский поэт, обороняющийся огненным словом стиха от бесчисленных врагов революции, делает то же, что и всякий боец на поле брани. Он наспех роет окопы, проводит проволочные заграждения и безустали пускает раскаленные стрелы слов может быть и не совсем изящных, но всегда смертельных для врагов и благословенных для революции.
     Поэзия есть особый вид восприятия мира, приводящий к единству разрозненные явления жизни и организующий чувства и настроения людей, дающий в результате неувядаемые вечные образы. Революция, оплеванная и проклинаемая большинством нашей обывательской интеллигенции, как нечто лишенное всякой красоты и романтизма, явила в стихах пролетарских

стр. 63

поэтов величавость и блеск нестерпимый для наших врагов, и отраженная в художественном творчестве дала нескончаемую радость нашим бойцам, давая им возможность в новом свете воспринять великие идеалы революции. Говорят, что пролетарские поэты односторонни, у них-де всего несколько идей. Ну что ж? и - чудесно! Пока у них даже только одна идея, та солнечная, могучая, что и у всего борющегося пролетариата. Во время войны и должна быть одна идея - уничтожить врага всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами.
     Но пролетарские поэты дали больше того, что требовала от них история и революция, они даже превзошли ожидания, если принять во внимание условия их жизни и те трудности, которые стояли на их пути. В единой основной революционно-коммунистической идее они показали весь спектор ее огненных красок, всю гамму ее звуков и настроений. Каждый из заметных пролетарских поэтов по своему прекрасен и необходим в общем плане великой поэмы революции. Это поистине драгоценнейший коллективный труд, где каждый хорошо и добросовестно выполнил свою работу.
     Если бы собрать все написанное пролетарскими поэтами за три года, отбросив, что имеется у них слабого и незрелого, а слабое и несовершенное было у всех поэтов прошлого, то всякий легко мог бы убедиться в большой и ценной работе, выполненной пролетарскими поэтами за время существования советской власти. Можно было бы убедиться, что ни одно выдающееся явление последних трех лет не оставлено ими не воспетым в стихах. Величавые прозрения грядущего, пафос революции, героизм красных бойцов, скорбь над могилами павших в великой борьбе, все это вы найдете у пролетарских поэтов. И не только это, общее, бьющее в глаза, но и многое другое, более интимное и неуловимо прекрасное, что имело место в нашей великой борьбе, навсегда запечатлено в их творчестве. Пролетарские поэты еще не создали своей вполне оригинальной формы, а также в их творчестве нет еще объективного эпического отображения всей современности, но поставить это им в вину не в коем случае нельзя, но можно смело утверждать, что многие пролетарские поэты сумели вполне овладеть техникой стиха и всеми достижениями в области поэтического творчества прошлого и настоящего. Это уже большая победа. Овладев этим оружием, пролетарские поэты могут смело и уверенно продвигаться далее, обогощая и совершенствуя завоеванное. Что касается отсутствия у них больших произведений, то это может быть вполне и легко объяснимо: в потрясающем катаклизме мировых событий современный художник не может проявить полную объективность в изображении того, что еще движется, кипит, волнуется, изменяется каждый день, стремясь найти свою окончательную монументальную форму. В отдельности все явления революционной борьбы уловлены в певучие мережи пролетарской поэзии, но синтезировать и объединить все это, пожалуй, не под силу ни одному современному художнику. Это сделает уже более спокойный созерцатель-поэт позже, когда улягутся огненные волны великой ожесточенной борьбы классов.

стр. 64

     II.

     Теперь постараюсь отметить те элементы внутреннего содержания пролетарской поэзии, которые коренным образом отделяют ее от прошлой и современной поэзии, поэзии других общественных группировок. Наиболее характерной особенностью пролетарской поэзии является осознание в своем творчестве коллективного начала. Слово М ы является знаменем, символом глубокого внутреннего значения для всех пролетарских поэтов. Это лейт-мотив Великой Поэмы Революции, связующей все ее отдельные главы и части.

          - Все мы, во всем мы,
          Мы пламень и свет побеждающий
          Сами себе Божество, и Судья, и Закон...

     Этому Мы, этому всепобеждающему человеческому коллективу принадлежит мир. Он - хозяин земли и законный наследник всей предшествующей культуры.

            Нет меры гордому дерзанью
          Мы Вагнер, Винчи, Тициан...

          - Мы клали камни Парфенона
          И исполинских пирамид,
          Всех храмов, сфинксов, пантеонов
          Звенящий высекли гранит...

          (М. Герасимов).

     Пролетариату, несущему в себе уничтожение всех классов, рубежей и границ, открывающему необозримые горизонты будущего коммунистического мира, пролетарские поэты посвящают лучшие строфы своих стихов:

          - Тайна в глазах,
          Взгляды порывисты, цепки,
          Что-то растет,
          Кто-то огромный идет.
          Черные куртки и кепи
          Плавают в сером тумане,
          Втиснуты сжатые руки
          В карманы.

          (Александровский).

          - Под темной блузой в груди суровой
          Ты носишь солнце Жизни Новой,
          Ты первый гром Весны грядущей,
          Всегда мятежный, всегда зовущий.

          (В. Кириллов).

          - "На грубые ладони площадей Я первый,
          Я первый жертвенную кровь пролил!
          Я, долгой пыткой закаливший нервы,
          Непобедимый в единстве сил!.."

          (С. Обрадович).

     Коллективизм - высшая форма человеческого общежития; в нем победа и торжество идей коммунизма, и пролетарский

стр. 65

поэт любит находить черты коллективизма во всех явлениях жизни:

          - О чем поют гудки? -
          Это - утренний гимн Единства...
          - Целый миллион берет молот в одно и то же мгновенье...

          (Гастев).

     Встречая идущих стройными рядами рабочих и красноармейцев, поэт говорит:

          - Безотчетно счастливый, весь благоговенье,
          Обнажаю голову, слитность постигаю,
          Я, Они - единство... Общее сцепленье...
          Это Я под музыку с Ними, в Них шагаю...

          (Садофьев).

     Коллективизм пролетарского поэта сказывается и на восприятии им явлений природы. Воспевая лес, птиц, звезды, пролетарский поэт почти всегда встречает в этих явлениях родственные ему элементы

          - Вешний ветер дышет
          Вишеньем с полей,
          На вечерней крыше
          Митинг голубей.
          Воркотня и крики
          У трибуны труб...

          (М. Герасимов).

          - Шумит над нами полог хвойный,
          Как сотни радостных знамен.

          (Самобытник).

     Пользуясь обратным методом, поэт переносит эти элементы коллективизма в природе на явления жизни и борьбы своего класса -

          - Мы звезды, в сумраке глубоком...

          (Самобытник).

          - Мы, как волны, в бушующем море
          Коллективною силою пьяны...

          (В. Кириллов).

     Пролетарский поэт любит вещи, созданные трудом своего класса, любит материю организованную и покорную его воле, любит орудия производства; они как бы живут в его творчестве, источая радость, тепло и свет. Он знает, что первый локомотив, пущенный по рельсам, был первым гонцом в грядущий мир социализма. Последний немыслим без развития индустрии и техники производства. Отсюда понятна та любовь и страстность, с которой пролетарский поэт воспевает завод и машины:

     - Весь завод вырос, встал легким стальным миражем, а все люди послали ему одним и тем же жестом - один привет, привет фонарям, камню и стали... Завод превращался в светлое чудо...

     (Гастев).

стр. 66

          - В железе есть чистость,
          Призывность, лучистость,
          Мимозово-нежных ресниц,
          Есть флейтовы трели,
          Зажглись и сгорели
          В улыбках восторженных лиц,
          В железе есть нежность,
          Игривая снежность,
          В шлифованном светит любовь,
          Закатная алость,
          Порыв и усталость
          В изломе заржавленном кровь.
          В железе есть сила -
          Гигантов взростила
          Заржавленным соком руда,
          Железною ратью
          Вперед мои братья -
          Под огненным стягом Труда!

          (М. Герасимов).

     От напряженного гула гиганто-заводов, от шума приводов и электрического света как бы исходит сила, долженствующая освободить людей от векового рабства и суровой зависимости от судьбы и природы.

          - Вот он - Спаситель, Земли властелин,
          Владыка сил титанических,
          В шуме приводов, в блеске машин,
          В сиянии солнц электрических...

          (В. Кириллов).

     Труд - основа бытия, источник всей красоты и мудрости. Без труда немыслима жизнь, счастие и победа и поэтому воспевание труда есть одна из самых ярких глав Великой Пролетарской Поэмы.

          - Я узнал, что мудрость мира вся вот в этом молотке,
          В этой твердой, и упорной, и уверенной руке.
          Чем сильнее звонкий молот будет бить, дробить, ковать
          Тем светлее будет радость в мире сумрачном сиять...

          (В. Кириллов).

          - Огнем труда сердца согреты,
          Все мускулы волнует дрожь,
          Как ветерок горячим летом
          В полях животворящих рожь.

          (М. Герасимов).

          - В дело - железо и камень!
          Налегай дружней, земляк!
          Стройки такой не забудет веками
          Старая Мать-земля!.
          Грудью единой дышем,
          Миллионы потных рубах...
          Солнце, выше над миром, выше
          Пламенный взмах!..

          (Обрадович).

          - Каждодневно быть в заводе, быть в заводе наслажденье,
          О, как сладко слушать этот бурно-пламенный напев,
          Понимать язык железный...

          (Садофьев).

стр. 67

     Какой нежной, чисто-материнской любовью к труду веет от стихотворения В. Казина "Рубанок"

          - Спозаранок, мой рубанок,
          Лебедь, лебедь мой ручной
          Торопливо и шумливо
          Мною пущен в путь речной.
          Цапай, цапай цепкой лапой
          Струи стружек и тепла...

          - Бреду я домой на Пресню,
          Сочится усталость в плечах,
          А фартук красную песню
          Потемкам поет о кирпичах.
          Поет он, как выше, выше
          Я с ношей красной лез,
          Казалось, до самой крыши,
          До синей крыши небес.
          Глаза каруселью кружило,
          Туманился ветра клич.
          Утро тоже взносило,
          Взносило красный кирпич...

          ("Каменьщик" В. Казина).

     Победа пролетариата и его торжество возможны лишь в союзе с пролетариями всего мира, отсюда планетарность поэта-рабочего:

          - Я вижу дали красным заревом пылают.
          То миллиарды флагов и знамен парят.
          Под ними гордо, смело, победно в мир вступает
          Всемирный наш товарищ - пролетариат...

          (Садофьев).

          - Иди, гремя грозой мятежной!
          Весною нежной над миром вей!
          Святую весть освобожденья,
          Неси скорей!..

          ("Пролетариату" В. Кириллов).

          - Рабочие мира услышат
          Призыв отдаленных окраин,
          Красные маки выше
          Выше напев багряный!

          (А. Поморский).

          - Мы - рук мозолистых спаяньем -
          Меридианы облегли...
          ... За троном биржи и царя,
          Весь мир одев любовью
          Взойдет вселенская заря...

          (М. Герасимов).

     Пролетариат полон нерастраченной титанической силы. Он бодр и действен как юноша. Отсюда - могучая любовь к жизни, земле и здоровая солнечная радость

          - Любим мы Жизнь, ее буйный восторг опьяняющий...

          (В. Кириллов).

          - Мне незнаком предел свободы и любви,
          Жизнь - это день, смерть - ночи покрывало
          И я спешу любить, как лезвие кинжала...
          Спешит окраситься в дымящейся крови.
          Мне не знаком предел свободы и любви.

          (В. Александровский).

стр. 68

          - Весеннее солнце - вино,
          Душа от лучей захмелела,
          Вонзаются знойные стрелы
          В окно.
          Сквозь стекла ликующий смех,
          Струится из ближнего парка
          Со счастием пенится чарка
          У всех...

          (В. Александровский).

          - Вкруг синий дым колышется,
          Гудит сердитый мех,
          Но мне в нем только слышится
          Весны веселый смех,
          И сталь под властью молота
          На весь завод поет: -
          Проснись кругом, что молодо,
          "Весна, весна идет".

          (Самобытник).

          - Стучу, стучу я молотком,
          Верчу, верчу трубу на ломе
          И отговаривается гром
          И в воздухе, и в каждом доме.
          Кусаю ножницами я
          Железа жесткого краюшку,
          И ловит подо мной струя
          За стружкою другую стружку.
          А на дворе-то после стуж
          Такая же кипит починка;
          Ой, сколько, сколько майских луж -
          Обрезков голубого цинка,
          Как громко по трубе капель
          Постукивает молоточком,
          Какая звончатая трель
          Гремит по ведрам и по бочкам.

          ("Рабочий Май" В. Казин).

     Заканчивая беглую и довольно неполную характеристику внутреннего содержания пролетарской поэзии, необходимо отметить совершенно новое и своеобразное восприятие мира, свойственное лишь пролетарским поэтам. Говоря о коллективизме в пролетарской поэзии я указывал, как в изображении природы пролетарский поэт стремится отметить родственные ему черты, но этого мало, поэт-пролетарий не только отмечает элементы коллективизма в мире природы, но и пытается заключить все явления мира в образы трудового процесса и современности

          - И высок и широк
          Сине-каменный завод.
          Чу! Порывистый гудок
          Пыльным голосом зовет
          И спешат со всех концов
          В толстых блузах закопченных,
          Толпы мощных кузнецов,
          Ветровым гудком сплоченных.
          Все темней, темнее высь,
          Толпы темные сошлись
          И проворно
          Молний горна
          Душным жаром разожгли
          И раскатистым ударом
          Ширь завода потрясли.

          ("Небесный Завод" В. Казин).

стр. 69

     В этих новых методах и приемах пролетарского творчества лежит начало бесконечного обогащения нашей поэтической речи. Вместо традиционных архаических образов, в роде громыхающей колесницы Ильи Пророка, ветренных Геб и Перунов, пролетарский поэт дает нам могучее изображение грозы. В то время, как "крестьянский поэт" Есенин сравнивает луну с гусем, а звезды с карасями, - у пролетарского поэта мы читаем:

          - А месяц, покрасневший молот
          В вагранках звездных, раскален...

          (М. Герасимов).

     Отбрасывая устаревшие метафоры и образы, пролетарские поэты делают большую революционную работу, освобождая поэзию от первобытных представлений и бесконечно обогащают наш язык. Наблюдая эту большую и серьезную работу, проделанную пролетарскими поэтами за последние три года, и отмечая достижения, сделанные ими, можно с полной верой и надеждой смотреть вперед. Те бесконечные возможности, которые открываются перед ними, и та неисчерпаемая потенциальная сила, кроющаяся в недрах рабочего класса, обеспечивают нам полное торжество и победу пролетарской поэзии в самом недалеком будущем...

home