стр. 39
Кузнец.
Семен Фомин. Стихи. Государств. Издат. М. 1920. 48 стр. Цена 9 руб. -
"Отец - прадедовские полосы
Пахал и добывал оброк...
А дед у пекла раскаленного
Варил хрусталь. И вот от них,
Как от источника бездонного,
Журчит безхитростный мой стих"...
("Родословная").
Из этого первого стихотворения сборника мы узнаем, что поэт - крестьянин и что поэзия - творчество его также от крестьянства, от полей, от проселков:
"Поля родные - это плоть моя..."
но... все это поэтическое родство с полями укладывается в двух-трех страницах сборника, а в остальном С. Фомин неверен себе и в творчестве идет или к молитвенности и мистике
стр. 40
Н. Клюева со старыми Микулами, Егорьями, где за "схимными хатами" "сосны ладаном кадят,"
"Чашей неба голубого
Причасти меня земля"...
"Разбитая икона -
Истерзанная Русь"...
"Земля моя - колыбель святая
Вкусившая оцета мать,
С тобою Алконостом витаю я
И скорби не в силах сдержать..."
или в большинстве своих стихов подходит к тихой лирике, но журчащей не от черноземного "бездонного источника".
С. Фомин чувствует свою оторванность от полей и крестьянства, от быта родивших его:
"Оторвался я от пуповины пашен,
От твоих сосцев, земля, родная мать..."
И конечно не хочется верить, что поэт, оторвавшийся от пуповины пашен, безвольный, чья "воля - песчинка", одинокий поэт
"отравлен ядом тленья и могил"
старого, пережитого... Но... революционная Россия для поэта встала на распутьи событий "притчей во языцех:"
"Я верю и не верю,
Приемлю и страшусь:
Отверзлись миру двери,
Иной предстала Русь".
Нет в стихах С. Фомина волнующего содержания, нет революционной от земли весенней радости крестьянских поэтов Орешина, Праскунина.
Революция дает новое искусство, новые слова, новый ритм и образы.
И невольно закрадывается опасение, что в творчестве поэта, оторвавшегося от Революции, от земли, от быта родивших его и в то-же время пишущего о Революции, о земле - нет и не может быть художественного выявления своего "я", и что источник крестьянской поэзии, откуда журчит его "безхитростный стих" может в одно время быть сух.
И в последней части книги, где Война и Революция отразились лишь в шести коротких стихах, там так ярка эта бедность слов о войне и революции, эта оторванность от "пуповины пашен," и бездорожие творчества Семена Фомина.