стр. 5
ПРОЛЕТАРСКИЕ ПИСАТЕЛИ - XVI ВСЕСОЮЗНОМУ С'ЕЗДУ ЛЕНИНСКОЙ ПАРТИИ
На историческом этапе великого перелома, когда партия подводит итоги социалистическим победам, когда, вопреки контрреволюционному троцкизму, обанкротившимся правым оппортунистам, вопреки "левым" загибщикам, полностью оправдала себя генеральная линия партии, проводимая ленинским Центральным комитетом, - вместе с рапортами пролетариев и колхозников, мы представляем XVI партийному с'езду свой рапорт.
Нами, пролетарскими писателями, работающими в Российской ассоциации пролетарских писателей, на основе творческих лозунгов, развитых журналом "На литературном посту", с'ездами и пленумами пролетписателей, написаны со времени XV партийного с'езда следующие произведения (перечисляем основные):
Афиногенов - "Чудак", "Малиновое варенье".
Богданов - "Первая девушка".
Бусыгин - "Закалялась сталь".
Герасимов - Книга стихов.
Горбатов - "Ячейка", "Нашгород".
Горбунов - "Ледолом".
Громов - "За крестами", "Лошевод".
Жаров - "Первый кандидат", Книга стихов.
Завьялов - "Плотина".
стр. 6
Залка - "Храбрый портняжка", "Повесть о вечном мире".
Ильенков - "Аноха".
Иллеш - "Тисса горит".
Исбах - "С винтовкой и книгой", "Крушение".
Исаковский - "Провода в соломе".
Караваева - "Лесозавод", "Двор".
Киршон - "Рельсы гудят", "Город ветров", "Хлеб".
Клязьминский - "Гитара", "Молодой человек".
Колосов и Герасимова - "Проба".
Колосов - "Жизнь начинается".
Кочин - "Девки", "Записки селькора".
Либединский - "Поворот", "Высоты", "Рождение героя", "15 дней в коммуне".
Лузгин - "Граммофон".
Овалов - "Болтовня", "Красное и черное", "Ловцы сомнений".
Панферов - "Бруски", кн. I и II.
Платошкин - "В дороге".
Полетаев - Стихи.
Светлов - Книга стихов.
Серафимович - Части повести "Борьба".
Ставский - "Станица".
Сурков - "Запев" (книга стихов).
Фадеев - "Последний из удэге".
Чумандрин - "Фабрика Раблэ", "Бывший герой".
Чуркин - "Ледолом" (пьеса).
Шолохов - "Тихий Дон".
Шведов - "Юр-базар", "На мартенах", "Обиды".
Юрин - Стихи.
Ясенский - "Я жгу Париж", "Слово о Якове Шеле".
И много других.
В массовых изданиях "Роман-газеты", и дешевых библиотек Гиза и Зифа и других издательств произведения пролетарских писателей вышли в тираже, в общей сложности превышающем 5 МИЛЛИОНОВ ЭКЗЕМПЛЯРОВ.
стр. 7
Общее количество зрителей пьес, написанных членами РАПП, и кинокартин, поставленных по их сценариям, превышает 6 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК.
Помимо ряда журналов ассоциации пролетарских писателей на местах ("Резец" - Ленинград, "Рост" - Урал, "На под'еме" - Ростов, "Октябрь" - Уфа, "Волжская новь" - Самара, "Молот" - Тула, "Литье" - Новгород, "Сунтал" - Чебоксары, "Кемеш" - Ижевск и т.д.), помимо десятков литературных страниц в местных газетах, мы издаем три основных журнала пролетарской литературы: "На литературном посту" - орган марксистской критики, "Октябрь" - общественно-политический и литературно-художественный журнал, "Рост" - массовый культурно-бытовой и литературно-художественный журнал. При журналах работают литературные консультации, воспитывающие литературный молодняк. Мы издали два сборника, посвященные творческим путям пролетарской литературы, и литературно-политический сборник "С кем и почему мы боремся".
Учитывая громадный рост читательской активности, мы созвали ряд читательских конференций в рабочих районах, на фабриках и заводах, в деревне. Постоянная переписка, вечера товарищеской смычки, отчетные выступления представляют собой основную форму нашей связи с читателями.
Выдвинутый Всесоюзным с'ездом пролетписателей в мае 1928 г. лозунг "РАПП - на предприятия" начинает реально осуществляться. Значительный рост рабочих писателей внутри РАПП, увеличение рабочей прослойки в рядах ассоциации пролетарских писателей, рост рабочих кружков, их все увеличивающееся значение в нашем движении являются доказательствами здорового развития пролетарской литературы путем пополнения ее рядов писателями из среды рабочего класса.
Несомненных успехов добилась также марксистская критика, связанная с пролетлитературным движением. Бесспорно значение ее в деле выработки стиля пролетарской литературы,
стр. 8
конкретной оценки литературных произведений, борьбы с враждебной идеологией на литературном фронте. Особо мы отмечаем возникновение за последнее время ряда кружков рабочей критики, рост и укрепление и в этой области рабочего ядра.
Мы, пролетарские писатели, никогда не мыслили своей работы оторванно от политики, осуществляемой нашей партией. В эти годы, годы великого перелома, мы, выполняя поручения партийных организаций, партийной печати, были на боевых участках социалистического строительства в городе и деревне. Члены нашей организации участвовали в великой социалистической стройке не только как писатели, но и как организаторы и пропагандисты. Они боролись с классовым врагом не только своими литературными произведениями, но лицом к лицу. Именно поэтому за последний год мы потеряли двоих убитых в деревне кулачеством руководителей наших местных ассоциаций.
МЫ НИКОГДА не мыслили своей работы в тиши кабинетов, в стороне от активной партийно-политической борьбы. Примером и образцом для нас всегда служила боевая литературная работа лучшего пролетарского поэта-большевика Демьяна Бедного.
МЫ СЧИТАЕМ, что творчество наше только тогда может быть названо пролетарским, когда оно является в руках пролетариата и партии оружием для борьбы за социализм.
МЫ СЧИТАЕМ, что наше творчество может быть таким лишь тогда, когда мы вместе с миллионами пролетариев и колхозников под руководством партии будем непосредственно участвовать в великой стройке.
стр. 9
Памятуя указание резолюции Центрального комитета партии о том, что в пролетарских писателях партия видит будущих идейных руководителей советской литературы, мы не только занимались своей творческой литературной работой, но проводили решительную борьбу с классовым врагом, с извращениями марксизма, с отклонениями от линии партии на литературном участке идеологического фронта.
Работая в Федерации советских писателей, мы разоблачали буржуазные элементы, входившие в Союз писателей. Используя совместную работу в журналах, внутри Федерации в процессе творческой работы мы откалывали лучшие элементы попутничества от буржуазного руководства этого союза, что способствовало превращению этой организации во Всероссийский союз СОВЕТСКИХ писателей и разрыву его с буржуазной верхушкой. За последний год в РАПП вступил ряд наиболее близких нам попутчиков (Маяковский, Багрицкий, Луговской и т.д.). Мы проводили решительную борьбу с реакционными теориями литературной группы "Перевал", основанной Воронским, разоблачая идеалистические теории ее идеологов и мелкобуржуазную сущность ее творчества.
Под руководством партии мы решительно выступили против меньшевистской фальсификации марксизма проф. Переверзева и ряда его учеников (среди них - некоторые коммунисты, попавшие в плен чуждой идеологии). Мы разоблачали капитулянтскую сущность так называемой "левой" рапповской оппозиции, ведущей свое начало от раскола внутри РАПП, когда нынешнее руководство отстранило от работы группу троцкистов, пытавшихся использовать пролетлитературное движение против партии. Мы решительно выступали также против группы "Настоящее", представлявшей в литературе своеобразно преломленный "левый" уклон в рядах партии.
Мы под руководством ленинского Центрального комитета решительно проводили борьбу на два фронта, на своем участке отстаивая генеральную линию партии.
стр. 10
Подводя итоги, мы заявляем партийному с'езду, что победоносное социалистическое наступление, успехи культурной революции, четкая большевистская линия партии обеспечили и на этом участке победу пролетариата. Если не так давно Троцкий, Воронский и их сторонники отрицали самую возможность существования пролетарской литературы, то сегодня пролетарская литература уже является основным отрядом на литературном фронте и вполне реально намечаются исторические сроки осуществления ее идейной гегемонии.
Однако пролетлитературная организация имеет серьезнейшие недостатки, по-большевистски исправлять которые мы обязуемся перед партийным с'ездом.
Значительное отставание пролетарской литературы, слабое отражение в ней реконструктивного периода, ничтожно малое количество произведений, посвященных социалистическому строительству, коллективизации и классовой борьбе в деревне, революционной борьбе международного пролетариата, подчас неактуальность некоторых произведений пролетарской литературы и критики, невысокий уровень марксистского мировоззрения у основных кадров пролетлитературы и критики, проявление в творчестве отдельных пролетписателей мелкобуржуазных тенденций, недостаточное умение применять метод диалектического материализма в литературе, что приводит к срывам отдельных писателей в сторону бездейственного психологизма, схематизма, рационализма, не изжитые еще целиком элементы групповщины, оставшиеся от периода, когда пролетлитература не была еще массовым движением, - все это явления, тормозящие продвижение пролетарской литературы по пути завоевания идейной гегемонии.
Решительная большевизация пролетлитературного движения, решительное орабочение всех организаций сверху донизу (что проведено далеко еще недостаточно), дальнейшая углубленная проработка вопросов творческого метода на основе свободного соревнования различных творческих групп, развертывание
стр. 11
большевистской самокритики - основные задачи, стоящие перед пролетлитературным движением.
Против нас, рассматривающих себя как отряд партии на литературном фронте, велась и ведется нашими противниками ожесточенная борьба. Это - буржуазные писатели и их идеологи, это - реакционные "гуманисты" "перевальского" толка, это - эстетствующие либералы-капитулянты, осужденные резолюцией ЦК, но замаскированно продолжающие свою борьбу. Направляя основной удар против всех этих врагов пролетарской литературы, мы вынуждены также вести борьбу и внутри нашей организации. Об'единившая свои силы рапповская "левая" оппозиция (издавшая альманахи "Удар" и "Удар за ударом") и бывшие последователи проф. Переверзева (которые признали свои ошибки под давлением партийной критики и вступили в РАПП) выдвигают против нас ряд обвинений. Они утверждают, что наши творческие лозунги и наша литературная практика "приводят к проповеди классового мира"; они утверждают, что мы "внедряем в произведения пролетарских писателей НАИХУДШИЕ элементы дворянско-буржуазной литературы"; они заявляют, что "они борются против всех наших творческих лозунгов В ЦЕЛОМ и против литературной ПРАКТИКИ, осуществляющей эти лозунги".
Мы обязуемся перед XVI партийным с'ездом давать и впредь отпор классовому врагу на литературном фронте, и примиренцам, "гуманистам", являющимся прямыми пособниками классовому врагу. Мы обязуемся также разоблачить капитулянтскую сущность новой, якобы левой группировки внутри пролетлитературного движения, фактически зачеркивающей всю нашу творческую работу, ибо все произведения, написанные нами, построены на основе нашей творческой установки.
Мы рапортуем этим творческим сборником партийному с'езду, мы обязуемся все наши силы, все наше творчество отдать на службу пролетариату,
стр. 12
мы обязуемся в возможно короткий срок ликвидировать прорывы на нашем участке фронта, исправить ошибки и недостатки, всемерно укрепляя коммунистические силы и решительно осуществляя их консолидацию вокруг основной пролетлитературной организации - ВОАПП, где мы работаем в тесном содружестве с братскими отрядами пролетарской литературы других национальностей.
Мы уверены, что мы справимся с этими задачами, ибо рассчитываем, что и в дальнейшем Центральный комитет партии будет руководить нашим движением с таким же пристальным вниманием к процессам, происходящим на литературном фронте, с таким же глубоким пониманием особенностей литературного дела, так же решительно исправляя наши промахи и ошибки, как это было до сих пор.
Да здравствует идейный вождь пролетарской литературы - коммунистическая партия!
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЕЕ XVI С'ЕЗД!
РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛОВ:
"На литературном посту"
"Октябрь"
"Рост"
Редакция "Новинок пролетарской литературы"
(На литературном посту: Литературно-художественный сборник. М. Московский рабочий. 1930. )