[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Бедные сочинители
Позавчера будущие гуманитарии, решившие связать свою судьбу с Московским университетом, писали сочинение. Старейший наш вуз неуклонно блюдет традиции: тут сохранили не только само сочинение, но и памятный с позднесоветских времен расклад тем: одна по словесности первой половины XIX века, другая по второй, третья по ХХ столетию. (Между прочим, в отсутствие устного экзамена эта модель провоцирует абитуриента сосредоточиться на одном периоде, то есть «учить» либо Пушкина с Гоголем, либо Толстого с Чеховым, либо Маяковского с Булгаковым. Казалось бы, реальный повод для тревоги, но патентованные «хранители культуры» этого сюжета почему-то не обсуждают.) На одном из факультетов предложен был такой вот ассортимент: 1) Пейзаж и его функции в «Герое нашего времени»; 2) Способы сатирических изображений в «Сказках» Салтыкова-Щедрина; 3) Тема творчества в «Мастере и Маргарите». Не важно, что это за факультет, важно что не филологический. В отличие от предложенных абитуриентам тем, дабы совладать с которыми, требуется не только знание классических текстов, умение связно излагать мысли, общая грамотность и элементарные стилистические навыки, то есть то, чему учат (по крайней мере обязаны учить) в средней школе. Все три темы предполагают решение нетривиальных филологических задач. Одну из них первую я и сам решал. Только не в пору поступления на филфак МГУ, а заканчивая аспирантуру, когда писал для «Лермонтовской энциклопедии» статью «Пейзаж». Где объяснял, какую роль играют «природные» фрагменты в разных сочинениях Лермонтова, как «символичность» взаимодействует с «документальностью», как в пейзажах отражаются эмоции автора, как они «работают» на раскрытие характеров персонажей и т. п. Писать было очень трудно. А раздел о «Герое нашего времени» мучительно. Именно потому, что сперва казалось: да что тут думать, все же ясно, горы с горцами, море с контрабандистами, воды с «водяным обществом» (знамо дело, контраст), ну и звездное небо в «Фаталисте». Держу пари, что лучшие из тех, кто шел по моей тропинке позавчера, выдали примерно то же (хотя про звезды, наверно, мало кто вспомнил). Что ж, они получат законные «неуды», а упрямых на апелляции укорят: где ж «функция»-то? Про авторскую позицию в обрамляющем рассказе «Бэлы» объяснят, про точку зрения Печорина в «Тамани», а если сидящий на «отбое» экзаменатор почует прилив вдохновения, то еще и ткнет носом в «холодный кипяток нарзана» (мол, скрытая характеристика героя). И побредет бедный двоечник домой, кляня свое дремучее невежество.
Равно как его собрат, что, самоуверенно выбрав булгаковскую тему (как почти все тинэйджеры, он влюблен в роман, на анализ которого в школе обычно не хватает времени), написал о том, какой мастер был талантливый и честный и как плохо ему жилось в советском государстве. Может, даже уродливых обитателей «Грибоедова» помянул. Но скорее всего не объяснил, почему мастер не желает именоваться писателем, почему его роман совпадает с рассказом Воланда, почему рукописи не горят. То есть угодил прямиком в ловушку, которая была ему заботливо приуготовлена.
О прямых кандидатах в «клуб самоубийц», что схватились за вторую щедринскую тему, умолчу. Туманность формулировки может соперничать лишь с ее безграмотностью: «изображения» обычно бывают «чего-то» («кого-то»), а под «способами», видимо, надо понимать «приемы». Давай, лепечи про «эзопов язык» и «гиперболу», гони повторы, обличай проклятую царскую цензуру мы тебе тут «фактическую ошибку» впаяем, ибо «Сказки» печатались вполне легально. Поплачь на родительском плече, что «материала» тебе не хватило (в принципе школьник должен знать две-три сказки, большего не требуют, а если не сумел о них поумствовать сам виноват), а в школе про Щедрина ничего не рассказывали. (Редкому словеснику удается в 10-м классе после «Преступления и наказания» и «Войны и мира» не скомкать даже Чехова. Щедрина зачастую просто пропускают.) Поплачь в другой раз умней будешь. Напишешь про менее «страшных» Лермонтова либо Булгакова. Со сходным катастрофическим результатом.
Потому что иначе написать сочинение на подобные темы может только человек особой стати. Читавший не только программную классику, но какие-никакие историко-литературные труды. Привыкший видеть в произведении проблему. Угадывающий экзаменаторские каверзы. Понимающий, что словесность не проще физики с химией. (Школа крайне редко умеет в этом убедить.) Иными словами, нужен либо выраженный филологический дар (не важно, что абитуриент хочет быть вовсе не филологом, а, скажем, историком, социологом, философом), либо подготовка под руководством весьма компетентного наставника. (Сколько в Москве, а тем более в России, учителей-словесников, которые в состоянии готовить филологов, считайте сами. По-моему, избытка не наблюдается.)
Я не против того, чтобы наши дети (даже те, что станут совсем не гуманитариями, а инженерами, врачами, слесарями или банковскими клерками) получали в школе филологические ориентиры. Но пока этим не пахнет, бессовестно предлагать им рассуждать о «функции пейзажа» и сходных материях. С толком о Щедрине и Булгакове в состоянии написать единицы. Судьба проигравших печальна, но меня гораздо больше занимают те, кто получит за позавчерашние работы высокие баллы. Простой ведь вопрос возникает: если у нас столько сверхдаровитых абитуриентов (на все факультеты МГУ хватает), то куда они деваются потом? И откуда берутся дипломированные гуманитарии, не способные распознать пушкинскую цитату и назвать дату Куликовской битвы? В университете что ли таланты теряют? Или все-таки обходятся без оных при поступлении, организованном по самым строгим критериям?
P. S. Абитуриентов предупреждают: что-либо рисовать в черновике нельзя кубик, скрипичный ключ или иная закорючка будут толковаться как сигнал коррумпированному экзаменатору. Бедный Пушкин! Он бы, с его привычкой набрасывать на полях то ножки, то лошадей, то дамские профили, точно с экзамена вылетел! Бедные коррупционеры! Они не в состоянии определить своего клиента по первой фразе сочинения
09.07.2008.
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]