[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Все ли хорошо, что хорошо кончается?
Двести лет назад родился Уильям Мейкпис Теккерей
Теккерею было четыре года, когда битва при Ватерлоо закрыла эпоху великих европейских потрясений, а главный фигурант многолетней трагикомедии муж судьбы, возмутитель спокойствия, властитель континента, кумир юношей, сын и победитель революции Наполеон Бонапарт во второй раз отрекся от престола и отправился на остров св. Елены. Последний приют изгнанника вселенной посещали не только волшебные, но и вполне обычные корабли, в частности тот, на котором плыл из Индии в метрополию шестилетний будущий писатель. Еще через два года другой властитель тогдашних дум лорд Байрон начал роман в стихах с демонстративных поисков протагониста и, язвительно отвергнув скопище «правильных» деятелей, остановил выбор на Дон Жуане. Времена героев титанов, демонов, роковых вершителей судеб кончились. Главная книга Теккерея снабжена подзаголовком роман без героя. Подзаголовком не менее принципиальным, чем ее отсылающее к Экклезиасту название, в котором сплавились брезгливое отвращение и усталое снисхождение к пестрой и однообразной дури бедного рода человеческого. «Ярмарка тщеславия». В старом переводе «Базар житейской суеты».
Как и подобает профессионалу, Теккерей писал много. Читали его увлеченно не только в англоязычном мире русские версии появлялись с завидной оперативностью. Публика приязненно встречала новые сочинения, но ни одно из них не встало вровень со смешной и безнадежной историей, что была разыграна на ярмарке тщеславия великолепными куклами, почти неотличимыми от зрителей, радующихся переменам декораций, световым и шумовым эффектам, изгибам сюжета, колючим (и в самых слезных пунктах) комментариям рассказчика и изобильному ассортименту всевозможных «чувствований».
Печальный насмешник манипулирует превосходными марионетками, которые любят, страдают, враждуют, интригуют, вершат подвиги, скандалят, пируют, разоряются, великодушничают, злобствуют, погибают за отечество и хранят верность единственной (-ому) избраннице (-ку) — точно как люди. Как герои, отсутствующие не токмо в скучную викторианскую эру, но и в баснословные времена Наполеона и Байрона. Да, стодневный реванш корсиканского людоеда разорил отца Эмили Седли, обрек ее беспутного мужа на смерть, обогатил сметливую Бекки, сумевшую продать за бешеные деньги пару лошадей в те часы, когда казалось, что союзники разбиты Наполеоном, и скорректировал судьбы других отменных кукол. Но разве не так же сказывались на них мелкие смешные случайности, вроде аракового пунша, злоупотребив которым Джоз Седли разрушил матримониальный план Бекки Шарп? (Чтобы в конце концов все же угадить в ее нежные цепкие лапки.) Это банкрот может утешаться конспирологическими фантазиями о заговоре государей, якобы сознательно дозволивших Бонапарту вырваться с Эльбы. Кукольник меланхолично заметит, что императору французов следовало сидеть тихо до того неизбежного мига, когда его враги передрались бы из-за дележа Европы. Но марионетки ждать и толком считать не умеют изворотливые и смелые «хозяева своих судеб» (хоть великий Наполеон, хоть маленькая Бекки) рано или поздно остаются в дураках. С блестящими авантюристами судьба забавляется так же безжалостно, как с милыми простецами. Наивная верность мнимому идеалу стоит тотального цинизма, европейские катаклизмы мелких оплошностей. Ясно, что павший при Ватерлоо шалопай Джордж Осборн никакой не герой, но от того его гибель не перестает быть «сладкой и почетной» (по Горацию) и бессмысленной как у всех «неизвестных солдат», брошенных в мясорубку ради чьего-то тщеславия. Ясно, что награждение добродетельных кукол (честный верный Доббин соединился с кроткой Эмили) и наказание порочных (Бекки так и не вышла в леди) обусловлено броуновской толкотней разнокалиберных случайностей. Или волей Кукольника, снисходительно дарящего тщеславной кукольной публике вожделенный ярмарочный happy end. От которого еще грустнее.
Предлагается важный вопрос: какой русский роман вырос на последовательном переосмыслении основных мотивов «Ярмарки тщеславия» при явной ориентации на композиционные принципы Теккерея? Ключевые слова: величие, история, Наполеон, неожиданная неверность, пение, семья, случай, смерть «героя», тайная любовь, фатализм… Догадались? Ага, тот самый, что мог быть назван «Все хорошо, что хорошо кончается».
Андрей Немзер
18/07/11