[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
О правоте царя Давида
В России появилось еще четверо литераторов-лауреатов
Знаете ли вы, кто такие Светлана Борминская, Николай Шадрин, Виктор Строгальщиков и Юрий Коротков? Не знаете? Ну так знайте - это победители первого открытого литературного конкурса "Российский сюжет", учрежденного журналами "Знамя", "Новый мир" и издательством "Пальмира". На награды претендовало 903 сочинения 570 писателей, но "Серебряный круг" ("романтический, семейный сюжет") стяжал роман Борминской "Охота на старушку", "Серебряный квадрат" ("военный, героический, исторический сюжет" - роман Шадрина "Без царя", а "Серебряный треугольник" ("приключенческий сюжет") поделили "Слой-3" Строгальщикова и "Мертвый" Короткова. Так решило жюри, состоящее из прозаиков Валерия Попова (председатель) и Александра Кабакова, критиков Аллы Латыниной и Елизаветы Новиковой и актера Валерия Золотухина. "Главный приз победителю в каждой номинации - его книги будут опубликованы в Издательстве "Пальмира" (из пресс-релиза; заглавная буква в слове "Издательство" не мое изобретение).
Г-жа Борминская приз получила загодя. Ее роман "Пальмира" выпустила больше месяца назад. Что придает премиальному сюжету милый обертон. Получается, что жюри не "открывает" нового автора, а ставит "знак качества" на избранника "нового издательства современной сюжетной прозы". Те, кто исполнился сочувствием к арбитрам и изготовился утирать с их лиц пот, проступивший после чтения 903 романов, могут расслабиться. Никто не надорвался - отбор провела "Пальмира". Прозаики, избранные фирмой, стали лауреатами. Неизвестно чего.
Допускаю, что гг. Шадрин, Строгальщиков и Коротков написали симпатичные сочинения. Как допускаю, что в многотонной куче детективов, триллеров, исторических и семейных романов, давящихся на магазинных полках и уличных лотках, есть энное количество читабельных текстов. Много раз говорил, что негоже освистывать свежих лауреатов. Порицать можно за книгу (когда она вышла!), а не за факт ее премирования. И что же мне делать, если единственно возможной реакцией на книгу г-жи Борминской я счел молчание. Потому как отрицательный отзыв - знак приметности, а этого свойства у "Охоты на старушку" не наблюдается. Хотя автора "называют "Гашек в юбке" и даже - "наш ответ Мураками". Хотелось бы знать, кто - кроме сочинителя "пальмирской" аннотации - так Борминскую называет?
Кривлю душой. Не интересно. Стремится домодельное издательство отпиариться на сто пятьдесят четыре процента - на здоровье. Учиняет фиктивный конкурс с обязывающим названием (издательский отбор никогда не равен суду независимых экспертов), дабы увенчать лаврами своих фаворитов - дело "пальмирское". (Ни вкусы людей, прежде в сфере словесности не замеченных, ни их этика никого волновать не могут - бизнесменов в России много.) Организует церемонию награждения на запредельном уровне (смесь протокольной нудоты и клубной самодеятельности, с виселицей на сцене и Гошей Куценко в роли хамящей и читающей безграмотные вирши Музы, почему-то по-ангельски крылатой) - спасибо, "вручатели" остальных премий могут спать спокойно, хуже "сюжетников" не сделаешь. Снимают Большой зал ЦДЛ для публики, что и Малый бы до конца не заполнила, - красиво жить не запретишь. Сообщают, что откроют "новое лицо российской прозы" - мечтать полезно. Не понимают, что лауреатство Борминской (ну потерпите с книжкой хоть до подведения итогов!) и бездарность церемонии (чего ждать от менеджеров, не способных толково вечер организовать?) подрывают доверие к любым акциям "Пальмиры" (в том числе к премированным книгам ни в чем не повинных гг. Шадрина, Строгальщикова и Короткова) - знатокам "новых технологий" своего ума не вложишь. Хозяин - барин.
Остается вопрос: Зачем это нужно? Не "Пальмире" - журналам "Знамя" и "Новый мир", представители которых отсиживали в президиуме (главный редактор "Нового мира" еще и вел сие дикое действо), почтенным членам жюри, координатору премии писателю Ольге Славниковой, соискателям, славшим в "Пальмиру" работы (и не надо думать, что там все, кроме неизвестно кем "отобранных", были графоманами и "чайниками"), наконец, журналистам, критикам, издателям, что составили большинство публики? Сорвалось у меня в приватном разговоре слово "коррупция" - жалею. Совсем не то слово. Никто никого не покупал. Предрешены итоги были иначе - нашим общим (не вчера вспыхнувшим) согласием как бы не замечать торжествующее убожество, нашей готовностью к публичному унижению литературы. Всей - жанровой и внежанровой, сюжетной и бессюжетной, "массовой" и "элитарной". Ко всему привыкли - теперь получили "сюжет". Увы, "Российский". И ведь скажет кто-нибудь шибко толерантный и либеральный: А что? Премия как премия? Как пить дать.
Хорошего литературного быта не бывает? Да, но градации существуют. Чем больше премий, тем лучше? Да, но пока это премии, а не издательские авансы. Дабы вернуть "читателя" все средства хороши? Не все. "Идущие вместе" и "Национальный бестселлер" тоже кой-кому читателей прибавили. От чего литературе и читателям стало только хуже. И вообще лучше царя-псалмопевца не скажешь: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых... К литературным обозревателям (пусть зарплату получающим) это тоже относится.
02/10/2002
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]