[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Через альтернативы к смыслам
Написан настоящий учебник по русской истории
Книг по истории выходит очень много. Даже оставив в стороне переиздания классических (или безосновательно претендующих на «классичность») трудов и переводы работ чужеземных исследователей (иногда глубоких, иногда тенденциозных до скуловорота, а иногда интересных лишь тем, что сочинены далеко от России), читатель сталкивается с изумляющим обилием разнородной продукции. При этом отличить специальную работу (для адекватного восприятия которой потребна немалая квалификация) от книги популярной (это не оценка, а характеристика жанра) или исторической фантазии (порой нагло безответственной, играющей на читательском невежестве, а порой стимулирующей мысль) крайне трудно. Аннотации сообщают, что чуть не каждая новая книга вершит переворот в науке, открывает великие секреты (часто уточняется: прежде злокозненно скрываемые от народа) и превращает потенциального покупателя в носителя абсолютного знания. На поверку зачастую оказывается, что «переворот» либо фиктивен, либо касается деталей (увы, и весьма ценные научные работы могут маскироваться под развлекуху руководствуясь самыми что ни на есть благими намерениями), секреты проходят по ведомству Полишинеля, а «новое» знание отзывается головной болью и недоверием ко всем вообще книгам по истории: сколько можно нас дурить!
Реакция закономерная и, в свою очередь, рождающая печаль. Дело в том, что качественных исторических книг (логичных, аргументированных, конструктивно осмысливающих новый материал или давно обронзовевшие в легендах факты) совсем немало. Особенно по частным вопросам, что волнуют скорее профессионалов и знатоков, чем в принципе охочего до истории читателя или старшеклассника с гуманитарной ориентацией. Оно и понятно: сегодня, как правило, серьезные исследователи «свои» конкретные научные задачи любят, а обобщающие построения нет. Страх пустозвонства заставляет уступать площадку персонажам иной стати от бойких фантастов до остервенелых доктринеров. В нашем контексте появление насыщенной фактами, концептуальной и живо написанной книги, первая глава которой посвящена началу русской государственности («призванию варягов»), а последняя сталинской «модернизации» конца 1920-х годов, кажется чем-то «чудообразным». Между тем именно такую книгу «Развилки родной истории» (М.: «Престиж», 2005) рискнули выдать в свет И. В. Карацуба, И. В. Курукин и Н. П. Соколов. Существенно, что специалисты по разным периодам российской истории отвечают за работу солидарно вероятно, каждый из соавторов первоначально распахивал свой участок, но в результате мы получили не «собранье пестрых глав» (потому и авторство глав не указано), а цельное сочинение. Книга организована единой мыслью и выдержана в едином стиле (отнюдь не монотонном тут, как в хорошей лекции, естественно уживаются научная строгость и повествовательная свобода, допускающая и красивые аналогии, и «сюжетное» строение отдельных эпизодов, и шутки, в которых хватает горькой правды), а потому и заставляет увидеть в ее предмете российской истории смысловое единство, отнюдь не сводимое к вечному наступанию на одни и те же грабли.
На последней странице цитируется Пушкин: «Не говорите: иначе нельзя было быть . Провидение не алгебра. Ум человеческий не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая мощного мгновенного орудия Провидения». Далее авторы резюмируют: «Это случай и есть развилка свободного выбора». Осмыслением таких «развилок» (иные из которых не раз становились предметом научных и философско-публицистических рефлексий) посвящена их работа. Поворотных пунктов совсем немало: выбор между ордой и орденом (долгие колебания «прагматика» Александра Невского и стратегии иных князей), расхождение Руси Московской и Руси Литовской (одна из самых ярких глав, важная и отходом от привычно односторонней «московской» версии, и проницательной характеристикой исторической судьбы наших соседей-братьев-врагов), возможность «новгородского» пути (глава «Самоубийство средневековой демократии» самоубийство это предшествовало карательным актам Ивана III и во многом обусловило их успех), страшное противоборство Дмитрия Шемяки и Василия Темного, повысившее на Руси «градус несвободы», садистический (но по-своему осмысленный если в будущее не заглядывать!) «опричный» эксперимент Грозного, Смута, парадоксально и поднявшая роль земства, и способствовавшая централизации-бюрократизации при новой династии Не менее интригующе смотрятся и более близкие контроверзы: петровская крепостническая модернизация, крах «затейки» верховников по ограничению самодержавства, изгибы реформаторских устремлений всех российских государей от Екатерины II до Александра III и трагическое размежевание власти и общества (радикализация «русского социализма», известно, к чему приведшая, точно соотнесена с оправданием присяжными Веры Засулич), судороги катастрофического правления Николая II, многополюсность гражданской войны
Ясно, что любая глава может вызвать замечания. Но важнее иное чувство непредрешенности, возможности альтернатив, которое возникает при знакомстве опять-таки с каждым сюжетом, что выбран соавторами (сам отбор поворотных пунктов великое дело!) Кстати, упущенные возможности вовсе не всегда заведомо лучше случившегося, но их выявление и анализ позволяют понять и логику произошедшего, и цену, которой пройденный путь оплачен. Этическая оценка как «великих людей», так и общества на разных стадиях его развития возможна (а по мне и необходима), но не сводима к шельмованию «виноватых». Верность свободе не подразумевает антигосударственной установки именно сопоставление сбывшегося и вероятного разрешает увидеть многомерность таких, казалось бы, всем понятных слов, как «свобода» и «государство», обретающих в устах различных исторических персонажей (и историков) весьма несхожие смыслы.
«Развилки родной истории» отличная книга, полезная и «юноше, обдумывающему житье», и гуманитарию (включая политологов и журналистов, временами разрешающих «все вопросы» с легкостью необыкновенной), и всякому гражданину, если, конечно, он дорожит этим званием и не считает, что история прекратила течение свое. Будучи по образованию и призванию литературоведом, завистливо печалюсь: такой книги об истории русской словесности у нас нет. Но, высоко ценя дело авторов, издательства и поддержавшей их Межрегиональной организации «Открытая Россия», считаю должным проговорить три своих неудовольствия.
Во-первых, труд требует продолжения. Если события, случившиеся после 1991 года, еще можно оставить в поле публицистических дискуссий, то развилки времен Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева необходимо подвергнуть такому же анализу, что и более ранние. Во-вторых, однотысячный тираж сводит научно и общественно значимую книгу к еще одному «эксперименту», оценить который сможет лишь узкий круг специалистов. В-третьих, книга обезображена подзаголовком «анти-учебник». Генезис его легко объясним: авторы хотят отмежеваться от догматизма и казенщины. Оно, конечно, мило, но не по сезону кокетливо. Пора бы перестать интересничать и заговорить с людьми по-людски (как разговор в самой книге и ведется). «Учебник» книга, по которой учатся. В частности, учатся думать. «Анти-учебник» изделие, предназначенное для того, чтобы его потребитель как минимум не научился думать, а лучше не научился бы вообще ничему. Стопроцентный «анти-учебник» создать невозможно (хоть какая-то информация да просочится), но по пути к «идеалу» мы продвинулись уже достаточно далеко. В частности, из ложного опасения показаться отставшими от моды. Авторы «Развилок родной истории» люди не только просвещенные и остроумные, но и смелые. Модничать им не к лицу.
Все три недочета ликвидировать не трудно. Была бы воля. Не только авторская.
Андрей Немзер
15.07.2005.
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]