[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Поэт Гандлевский
Шестым лауреатом национальной премии «Поэт» стал Сергей Гандлевский. Ничего удивительного в новом решении жюри нет, как не было его и в пяти предшествующих. (Напомню, что высокой награды были прежде удостоены Александр Кушнер, Олеся Николаева, Олег Чухонцев, Тимур Кибиров и Инна Лиснянская; удостоенные премии поэты автоматически входят в судейскую коллегию, изначально состоявшую из критиков и историков словесности). Кажется, что такое, ровное и внешне бесконфликтное, течение премиального процесса подходит к концу, список безусловных претендентов отчетливо сжимается и, если «Поэту» не суждено неожиданно исчезнуть (что с нашими премиями случается нередко), уже в будущем году оглашение имени нового лауреата вызовет у заинтересованной публики, очень тактично выражаясь, «многоцветную» реакцию. Но споры, недоуменные вопросы, скептические ухмылки и, возможно, гневная брань впереди сейчас же любой квалифицированный читатель стихов (кроме разве что профессиональных скандалистов) обречен спокойно констатировать: все как должно решение естественное. Вне зависимости от своего личного отношения к стихам Сергея Гандлевского. (У иных достаточно прохладного; что ж, в горчайшей, мгновенно и накрепко врезающейся в память строке Умру полюбите, а то я вас не знаю есть, кроме прочего, и намек на неизбежную размолвку любого поэта с теми, кто ему худо внемлет.)
Ибо вовсе не нужно быть страстным поклонником поэзии Гандлевского (каковых, впрочем, совсем не мало) для того, чтобы признавать в их авторе не только действительно блестящего мастера, но и человека, давно и навсегда обреченного «для звуков жизни не щадить».
Говори. Что ты хочешь сказать? Не о том ли, как шла / Городскою рекою баржа по закатному следу, / Как две трети июня, до двадцать второго числа, / Встав на цыпочки, лето старательно тянется к свету, / Как дыхание липы сквозит в духоте площадей, / Как со всех четырех сторон света гремело в июле? / А что речи нужна позарез подоплека идей / И нешуточный повод так это тебя обманули.
На самом деле и с «подоплекой идей» и с «нешуточными поводами» у Гандлевского полный порядок, только накрепко сцеплены они с тем заклинающим Говори, которым открываются программные, уже больше двадцати лет назад написанные и ничуть не померкшие, «Стансы» одновременно отчетливо артикулированное credo поэта и его отчаянная, захлебывающаяся исповедь.
После смерти я выйду за город, который люблю, / И, подняв к небу морду, рога запрокинув на плечи, / Одержимый печалью, в осенний простор протрублю / То, на что не хватило мне слов человеческой речи. / Как баржа уплывала за поздним закатным лучом, / Как скворчало железное время на левом запястье, / Как заветную дверь отпирали английским ключом / Говори, ничего не поделаешь с этой напастью.
Главный, многообразно варьирующийся и неизменный, постоянно читателем распознаваемый, мотив Гандлевского противоборство всегда грозящей и со всех сторон наступающей на нас смерти и неудержимого поэтического слова, всегда раскаленного и всегда хрупкого. В какую бы совершенную броню оно ни было заковано, как бы строго и выверено ни было оформлено. (Мотив этот не только присутствует, но и прямо организует сюжеты незаурядных и высоко оцененных критикой прозаических опытов Гандлевского повести «Трепанация черепа» и романе «<НРЗБ>».) О слове и смерти говорил Гандлевский в стихах «допечатного» периода, открывшихся публике с изрядным опозданием, говорил, «вдруг» шагнув из андеграунда в истеблишмент, оказавшись «сразу» востребованным автором и почитаемым мэтром (конец 80-х начало 90-х), говорит и в последнее время, крайне скупо знакомя читателя со своими новыми поэтическими сочинениями. «Два стихотворения» в январских номерах «Знамени» (и в прошлом году, и в нынешнем) А что еще таится в столе, в черновиках, в замыслах, в полуснах Бог весть. Не угадаешь, но знаешь точно: океан дышит, судьба длится. А с нею скорбь и речь.
А самое-самое: дом за углом, / смерть в Вязьме, кривую луну под веслом, / вокзальные бредни прощанья / присвоит минута молчанья. // Так русский мужчина несет до конца, / срамя или славя всесветно, / фамилию рода и имя отца / а мать исчезает бесследно
Сергей Гандлевский стал лауреатом премии «Поэт». И это еще одно доказательство тому, что имя главной награды для российских стихотворцев выбрано точно.
Андрей Немзер
14/04/10