[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Священное чудовище
Алексей Варламов написал житие Андрея Платонова
Короткая жизнь Андрея Платонова (18991951) так же фантасмагорична и «отдельна», как все его сочинения. На язык просятся другие эпитеты абсурдна, чудовищна, беспросветна, да употреблять их применительно к автору «Чевенгура» нынче не положено. Нет русского классика, которого бы за последние годы не вывели на чистую воду, то есть так или иначе не полили бы грязью. Исключение одно Платонов. Сегодняшнее трогательно единодушное восхищение (да и вчерашнее, перестроечное, и позавчерашнее, позднесоветское, с его лицемерными умолчаниями о тогда запретных главных работах Платонова) словно бы компенсирует то злобное отторжение, что вызывала у современников проза самого советского из советских писателей.
Считается, что при жизни Платонова никто «не понимал». (Ох, много тут уточнений нужно! Еще как понимали его и истовые погромщики, и стремящиеся хранить осанку благородства писатели. Да и запрещенным, выдворенным из «советской литературы» Платонов, по сути, никогда не был.) Теперь его понимают все. Понимают, что «все сложнее». И каннибальский коммунизм юности, и замешанная на серебряновечной гнили поэтизация смерти, и неотделимые от нее сексуально-антисексуальные выверты, и хитромудрая диалектика претворения зла в «добро», и упертый сталинизм конца 30-х (абсолютно типовой для предвоенной поры), и показное опрощение, и беспомощность в строении сюжета, и неизменное ускользание смыслов, и в первую голову истовое насилие над языком, которое очень большие (не нам чета!) люди почитают бесспорным патентом на гениальность.
Заветная формула определила стать биографии Платонова в серии «ЖЗЛ». Написал ее Алексей Варламов, коего безусловно должно признать нашим Андре Моруа. Новой работе предшествовало пять жизнеописаний (всего за восемь лет) Пришвин (2003), Грин (2005), Алексей Толстой («красный», Николаевич; XIX век Варламовым пока не тронут 2006), Григорий Распутин (2007), Булгаков (2009). Обстоятельных, учитывающих опыт предшественников, «филологичных» (в писательских биографиях о текстах говорится не меньше и не менее вдумчиво и детально, чем о быте, страстях и отношениях с властью и родными), с установкой на понимание (оправдание) героев. Все это можно сказать и о свежей книге. (Вот только прозрачный слог Варламова сильно отяжелел и прихотливо заветвился. Видимо, знаменуя желание автора максимально уподобиться своему герою. Но жуткого косноязычия присяжных платоноведов биограф, к счастью, не досягнул. Он ведь не только «Котлован» со «Счастливой Москвой» читал, но и, к примеру, «Капитанскую дочку».)
Не думаю, что скоро к нам придет серьезная биография Платонова, свободная от магических выручательных формул «все сложнее» и «он был искренен». Не понимаю (а ведь любопытно), как сопрягаются в сознании нынешних исследователей эта из пальца высосанная «сложность» и эта «простота», что у меня лично вызывает тьму больных вопросов. Полагаю, однако, что книга Варламова, выросшая на основе такого диковинного синтеза, много лучше вполне возможного (всякий культ когда-нибудь да кончается, зато пошлость и хамство неистребимы) бульварного опуса с манящим заголовком «Анти-Платонов». Либо «Платонов без лака».
Андрей Немзер
29/03/11
P.S. В конце декабря 2010 года газета «Время новостей» прекратила свое существование, дабы преобразоваться в новый печатный орган со старым названием «Московские новости». Там ныне (пока) печатаются мои сочинения.
А. Н.