[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Лучше поздно, чем никогда
Первым лауреатом Новой Пушкинской премии стал Сергей Бочаров
Сергей Георгиевич Бочаров человек, которым русское просвещенное сообщество обязано гордиться. При той методологической разноголосице, что царит в отечественной филологии, при том, увы, ставшем привычным (уже почти и не раздражающем) злом духе ревности, соперничества и подозрительности, что долгие десятилетия корежит жизнь гуманитарного цеха и мешает осмысленной работе, при той завороженности «своими» идеями и решениями, что враждебны духу подлинного знания, мало найдется историков литературы, чей авторитет в профессиональном кругу был бы сопоставим с бочаровским. Каждое его выступление в печати становилось событием и не только для узких специалистов по тому или иному писателю, о котором вел речь Бочаров, но для всех, кто пытался осмыслить русскую литературу и тем самым сберечь ее, послужить ей, и в мутном тумане поздней советчины, и в пору забубенного похмелья, которым отозвался (долго еще будет отзываться) семидесятичетырехлетний морок.
Его первая небольшая, популярная (по формальному заданию) книга о «Войне и мире» (1963; переиздавалась потом три раза) выявила в знакомом, «простом» и «понятном» романе такое богатство поэтических смыслов (и таящихся в них смыслов историософских, этических, религиозных) и с такой мерой непреложности, что казалось, будто только так «Войну и мир» всегда и читали. Словосочетание «мир Толстого» утратило расплывчатую метафоричность стало ощутимым фактом. Это был именно «мир Толстого», глубоко отличный от иных поэтических космосов. В 1985 году Бочаров с полным правом назовет свою книгу, вобравшую статьи, посвященные Сервантесу, Пушкину, Баратынскому, Гоголю, Достоевскому, Толстому, Платонову, «О художественных мирах». Но с неменьшим правом он в 1999 году озаглавит новый свод статей (к прежним героям здесь добавились Константин Леонтьев, Ходасевич, Бахтин и наши современники Синявский, Битов, Петрушевская) «Сюжеты русской литературы». Ибо, хотя «мир» всякого художника и подчинен своим законам (без постижения которых он не дается читателю), «произведения и творческие миры писателей не одиноки, но непрерывно вступают друг с другом в контакт, иногда их авторами предусмотренный, но чаще непредусмотренный; эти их контакты и отношения и образуют сюжеты, развивающиеся в пространстве целой литературы».
Можно по-разному относиться к частным решениям Бочарова, но нельзя не видеть, что его работы (к названным выше должно прибавить книгу «Поэтика Пушкина», 1974) оказали огромное воздействие на рост русской филологической мысли конца XX начала XXI веков. И потому, что для очень многих будущих литературоведов отправным пунктом при выборе стези стала прочитанная еще в школьные годы книга о «Войне и мире». И потому, что отчетливость выводов в любой работе Бочарова вырастала не из теоретических посылов или личных убеждений (хотя и то, и другое в его текстах всегда есть), но из сосредоточенного, «пословного» следования за мыслью писателя. И потому это представляется первичным что Бочаров всегда ощущал (и давал это почувствовать читателю): мир великого писателя больше, чем наши сколь угодно точные и тонкие о нем соображения, «творение» многомернее его «интерпретации». Проследить, как именно присутствие Бочарова сказывалось на эволюции русского литературоведения, как отзывались на его голос ученые других школ и складов мышления трудная, но необходимая (и захватывающая) задача для будущих исследователей. Признать значимость его жизненного дела, выразить нелицемерную благодарность ученому и писателю (для Бочарова литературоведение в его достойных образцах есть неотъемлемая часть литературы; о его трудах тоже иначе не помыслить) долг современников. До сих пор, к стыду нашей интеллигенции (в первую голову литераторского мира), его выплата откладывалась на «потом».
Не говорю о советских временах (тут все ясно), но и щедрый премиальный дождь последних лет Сергея Георгиевича не затронул. Государственные, президентские, «триумфовские» и прочие лавры его миновали. (Квазиутешение, от которого еще горше: гуманитарии вообще награждались редко. Никакого выраженного общественного признания не получили, к примеру, уже ушедшие от нас Вадим Эразмович Вацуро или Александр Павлович Чудаков.) Не удостоился Бочаров и Пушкинской премии, до недавних пор существовавшей в России волей немецкого фонда Альфреда Тепфера, а ныне присекшейся. (Единственным из гуманитариев и последним ее лауреатом стал заливистый радийный «парадоксалист» Борис Парамонов. Ох, не скучно будет грядущим историкам постигать пригорки и ручейки нашего культурного ландшафта.) Теперь мы можем вздохнуть с облегчением. И поздравить: Бочарова с наградой, себя с запоздалым «почти избавлением» от жгучего стыда.
31 октября Сергею Георгиевичу была вручена Новая Пушкинская премия, учрежденная Фондом Александра Жукова (геофизик и бизнесмен; не путать с вице-премьером!), Государственным музеем А. С. Пушкина (там прошла церемония) и Государственным музеем-заповедником «Михайловское». Премия возникла по инициативе писателя Андрея Битова, который, сколько можно понять, лично будет определять лауреатов. (В пресс-релизе сказано: «жюри и конкурс не предусмотрены».) Бочаров получил премию (материальная составляющая 250 000 рублей; в у. е. переводите сами) по номинации «За совокупный творческий вклад в отечественную культуру». С будущего года к ней добавится еще одна «За новаторское развитие культурных традиций» (100 000 рублей). Кроме того, Новая Пушкинская премия «предусматривает гранты на двухнедельное проживание в заповеднике «Михайловское». (Похоже, для кого-то из «подающих надежды». Калькируется стратегия «пушкинско-тепферовской» премии, в распределении которой Битов играл, мягко говоря, не последнюю роль: там двух «молодых» то есть не достигших пятидесятилетия писателей отправляли на два месяца в Германию.) С будущего года награждение будет проходить 26 мая (Битов много лет не устает повторять, что рождение Пушкина следует отмечать в этот день так, будто смены календаря у нас не случилось), разумеется, в музее на Пречистенке.
Естественно пожелать премии долголетия. И что важнее сохранения принятого масштаба. Пусть ее новые лауреаты будут сопоставимы с первым. Пусть веселое имя Пушкина осеняет тех, кто привык отдавать себя художеству и любомудрию, «не требуя наград за подвиг благородный», а не вечным клиентам-очередникам всех раздаточных инстанций. Если же (у нас всяко бывает) жизнь Новой Пушкинской премии окажется скоротечной, то, уверен, она все равно будет благодарно помниться по Сергею Бочарову, ее первому лауреату.
Андрей Немзер
04.10.05
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]