В Центральном доме художника можно купить много хороших книг
"Ярмарка интеллектуальной литературы non-fiction" проходит во второй раз. Год назад несколько приметных книгоиздателей и литераторов решили доказать, что никакого культурного оскудения у нас нет, а книжный рынок изобилует не только детективами и учебниками по бухгалтерскому учету. Не вполне было понятно, кому именно адресовался этот безусловно правдивый месседж. (Кто в книжные магазины ходит, об этом и так знает. А кто не ходит - все равно не поверит. Пару месяцев назад одна культуролюбивая журналистка на странице почтенной газеты прямо обрыдалась: не могу дитяти великий рассказ Тургенева купить, вместо него какую-то одноименную криминальную пошлость подсовывают. В тот же день направился я в магазин, где так скверно обошлись с коллегой, и без особого труда обнаружил "Муму" в трех изданиях. Двухтомнике и двух разных однотомниках Тургенева. Правда, ни один из них "Муму" не назывался. Хотел посоветовать директору магазина подать на плакальщицу в суд за клевету, да из профессиональной солидарности удержался.) Но и вникать в эту проблему не хотелось. Всякое напоминание о хороших книгах полезно. Залы Центрального дома художника - отличная, раскрученная и удобная, площадка. Взявшаяся за организацию компания "Экспо-Парк. Выставочные проекты" свое дело знает.
Смущали агрессивные комментарии к названию мероприятия. Non-fiction - это не жанровое определение (и год назад беллетристики на стендах хватало, и сейчас та же картина). Это - символ. Кругом, дескать, фикции - особенно на "государственной" ("совковой") Московской международной книжной ярмарке, а у нас - пир духа. Тезис этот вновь прозвучал на пресс-конференции перед открытием нынешнего форума книжников-умников. Но повторенная шутка перестает забавлять. Хороша ли, дурна ли ММКЯ, но все гордые своей "нонфиктивностью" издательства в ней участвовали. С другой стороны, в ЦДХ собрались не только поставщики мудрости и изящества, но и фирмы иного плана. Имею в виду даже не "АСТ" или "ЭКСМО" (концерны эти, зарабатывая на ширпотребе, выпускают сверх того "товарную классику" и другие "книги для умных", они-то и представлены на ярмарке). Куда занятнее видеть многотомники "серебряновечных" или эмигрантских писателей, наскоро и небрежно сляпанные в "Русской книге" (бывшей "Советской России"). Тоже "не фикция"?
Ярмарка не предполагает отбора. Кто пришел, тот и торгует. Но, быть может, тогда не стоит так надувать щеки? Очень мило, что к "non-fiction 2" приурочены вручения премий имени Ваксмахера (от французского посольства за перевод с французского), имени Андрея Белого (славная забава питерской тусовки, некогда подпольной, а теперь весьма статусной; лауреаты - поэт, прозаик и эссеист - получают символическое вознаграждение, а "безденежность" премии должна свидетельствовать о "гамбургском счете") и Малого Букера (в этом году награждается лучший "литературный проект", а пикантность ситуации придают "развод" с просто Букером и раскрытие секрета полишинеля - теперь можно говорить, что деньги на премию дает Френсис Грин, сын известного писателя). Только премии эти существовали и без ярмарки. И наверно, не только она подвигла "Новое литературное обозрение" на выпуск поэтических книг прежних лауреатов и постоянных соискателей премии Андрея Белого. (Изданы книги Александры Петровой, Елены Фанайловой, Михаила Айзенберга и Сергея Стратановского, что само по себе весьма отрадно.) Хорошо, что "Клуб "Проект "О. Г. И." (в их кавычках сам черт ногу сломит) одарит публику поэтическими вечерами, презентациями своих книг и оркестром пожарников, но ведь и без ярмарки все это происходит регулярно. ("Проект..." не зря попал в шорт-лист малобукеровского конкурса "проектов) Может, кого и привлечет "круглый стол" "Конец 90-х: Новая литература - новая критика" (1 декабря), только дискуссий на эту тему хватает и в прессе и в интернете. Замечательно, что при содействии французского посольства пройдет семинар "Издательская стратегия и политика" (30 ноября), но ведь и на ММКЯ осмысленные толковища случались. Прекрасно, что на ярмарку приглашены губернские библиотеки, дабы продемонстрировать свои издательские достижения (больше нигде и не увидишь), но отсутствие провинциальных издательств - сильный минус. Никого не виню; понимаю, что "овес нынче дорог", а все обидно. Да и о роковой для русских книг проблеме - крахе системы распространения - говорить, кажется, никто не собирается. И тоже понимаю: только тронь, сорвешься в истерику.
В общем все знакомо. Что-то радует, что-то печалит. Когда пресс-конференция открывается с опозданием на 20 минут, а потом час с лишним тебе долдонят о том, что non-fiction всех милее, всех румяней и белее, благодарно вспоминаешь ММКЯ: там Матвиенко минуты три проговорила, ленточку перерезала - и все дела. С другой стороны, как заметил главный редактор "Книжного обозрения", один из инициаторов и энтузиаст non-fiction, Александр Гаврилов, в ЦДХ проходы шире, толпа меньше и обзор лучше. Не поспоришь.
30.11.2000