win koi alt mac lat

[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


Чем бы дитя ни тешилось

Названы претенденты на "Национальный бестселлер"

На премию "Национальный бестселлер" было выдвинуто шесть десятков разнообразных сочинений, как опубликованных в 2001 году, так и рукописных. Двадцать два члена Большого жюри имели право выставить одному тексту 3 балла, а другому - 1. В результате какого-либо внимания удостоилось 22 произведения, а шесть из них составили шорт-лист. 16 баллов (пять "трешек" и "единичка") снискал роман Александра Проханова "Господин Гексоген" (спецвыпуск газет "Советская Россия" и "Завтра"). По 7 баллов получили Олег Павлов за "Карагандинские девятины" ("Октябрь", N 8; две "трешки" и "единичка") и молодая екатеринбурженка Ирина Денежкина за рукопись Song for Lovers (одна "трешка" и четыре "единички"). По 6 очков набрали парижанин Дмитрий Бортников за рукопись "Синдром Фрица" (две "трешки"), Сергей Носов за роман "Дайте мне обезьяну" (М., "ОЛМА-ПРЕСС"; две "трешки") и Ольга Славникова за "Бессмертного" ("Октябрь", N 6; "трешка" и три "единички"). Вплотную к черте шорт-листа с 4 баллами подошли Сергей Гандлевский (роман "НРЗБ", представленный в рукописи, а в этом году опубликованный "Знаменем"), Андрей Дмитриев ("Дорога обратно" - "Знамя", N 1), Дмитрий Липскеров ("Родичи" - М., "ЭКСМО") и Анна Матвеева ("Перевал Дятлова" - "Урал", N 1). В пресс-релизе ответственный секретарь Оргкомитета премии называет результаты сенсационными. Угу. Сам себя не похвалишь - ходишь как оплеванный.

То, что второй год подряд в шорт-лист попадают безграмотные опусы Проханова, никак не сенсация. Ради этого "НацБест" и завели. Ультраправые отменно ладят с ультралевыми: "Господин Гексоген" переиздан (говорят, в "лучшем виде" - синтаксис, видать, поправили) продвинутым Ad Marginem - диво ли, что вкусы "авангардиста" Вячеслава Курицына совпали с пристрастиями Ивана Панкеева, Николая Переяслова и Светланы Селивановой? Может, искусство и "вне политики" (я так никогда не думал), но при чем тут Проханов? Кроме политики (жестокой и глупой) в его писаниях есть только больное самолюбие. Что же до "энергетики", каковая должна "разгорячить" кровь "отравленной либералами" словесности, то судите сами. "Здания на Лубянке, торжественные, венчавшие взгорье, все еще чем-то принадлежали ему - пропорциями, ритмом высоких окон и теми волнующими впечатлениями, когда он выходил из тяжелых дверей и тут же, у порога, на влажном асфальте, по которому торопились не замечавшие его москвичи, начинались его опасные странствия. В Афганистан, в Кампучию, в Анголу, в Никарагуа - на иные континенты, стянутые незримыми стропами с этой площадью, на которой в дождь, в снегопад, в раскаленный московский жар стоял конический бронзовый памятник, точный и звонкий, как метроном, хранивший в своей металлической сердцевине грозный звук походного красного марша. Площадь была пуста, памятник был сметен, и эта пустота вызывала больное щемящее чувство, похожее на вину и ненависть, от которых хотелось поскорее избавиться, миновать оскопленную площадь". Будет время - сочтите стилистические ошибки.

Что Славникова и Павлов - крупные писатели, мы знали и раньше (они не раз выдвигались на разные награды; только что "Бессмертный" принес Славниковой "малую" премию Аполлона Григорьева и был в главных соискателях премии Белкина). Знали, и что Сергей Носов - автор раскрученный и бойкий. Затея премировать рукописи кажется сомнительной (но органичной для "сенсационного" "НацБеста") - оценивать можно то, что стало литературным фактом, а препон дарованиям ныне никто не ставит. Впрочем, порадуемся перспективам Денежкиной и Бортникова - авось издадут их тексты.

В помянутом пресс-релизе Виктор Топоров поет о провале журнальной прозы, которая, дескать, может снискать успех лишь в конкурсах, коими дирижируют сами журналы. Неизбежная оговорка об "Октябре" (он - "хороший") смешна даже при взгляде на шорт-лист. Славникова и Павлов не в одном "Октябре" печатаются, Носов прежде отдавал свои вещи как в "Октябрь", так и в "Звезду". Если же вспомнить о тех, кто застрял "на грани", то от звонкой концепции следа не останется. Топоров отлично знает, что при "бестселлерной" методике крайне велика роль случая. Я, к примеру, отдал три очка Славниковой, а не Андрею Дмитриеву потому, что "Дорога обратно" уже получила "большую григорьевку". При нормальной, а не "пародийно демократической" оценке повесть Дмитриева (лучшая наряду с "Бессмертным" вещь года), конечно, попала бы в шорт-лист.

Но "НацБест" выявляет голосовательная машина. Малое жюри тоже совещаться не будет. 31 мая в Питере его члены изрекут "златые слова". Угадайте "с трех раз", за кого проголосует заместитель Проханова по газете "Завтра" Владимир Бондаренко. Надо думать, в ту же дудку дунет лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров. О мнениях актрисы Юлии Ауг (привлечена как участница телесериала на "книжную тему"), кинокритика Михаила Трофименко, Ирины Хакамады (прошлогодний почетный председатель) и первого лауреата "Национального бестселлера" Леонида Юзефовича, гадать лень. Если голоса распылятся, то для премирования хватит и двух. Ну а коли два автора (Проханов и некто) наберут поровну, приговор изречет почетный председатель Малого жюри и просто председатель Наблюдательного совета Промстройбанка (СПб.) Владимир Коган. Кто бы в этой лотерее ни выиграл, Оргкомитет оповестит о триумфе демократии, беспартийности и "чистого искусства". А если банк сорвет старательно ведомый к тому Проханов (оба жюри составлены "с умом"), то ликованию не будет предела. Чем бы дитя ни тешилось - лишь бы не вешалось. И не вешало.

05/04/02


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]