[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Тройная удача
«Национальным бестселлером» признали биографию Пастернака
Лауреатом премии «Национальный бестселлер» стал Дмитрий Быков. За его книгу «Борис Пастернак» (М.: Молодая гвардия, 2005; серия «Жизнь замечательных людей») проголосовали трое из шести членов малого жюри (в том числе прошлогодний лауреат Михаил Шишкин). Двое судей отдали предпочтение роману Захара Прилепина «Санькя», один повествованию Андрея Рубанова «Сажайте и вырастет». Сергей Доренко («2008»), Павел Крусанов («Американская дырка») и Игорь Сахновский («Счастливцы и безумцы») остались при нулях. Почетному председателю жюри Эдуарду Лимонову голосовать не пришлось, но героем дня он все-таки стал: внутри питерской гостиницы «Астория», где проходила церемония, порядок поддерживали лимоновские легионеры, на подходах к ней митинговали (невольно пародируя лимоновцев и вовсю пиаря «нечестивца») младые, но правильно обученные супротивники национал-большевиков. Да и весь краткий список Нацбеста был ориентирован на экстремальность-радикальность: Прилепин член лимоновской партии, Рубанов эпигон ее лидера (да и пишет он об узнике-бизнесмене), политические фантасмагории Доренко и Крусанова настоены на громокипящей (впрочем, в изрядной мере конъюнктурно-игровой) оппозиционности, а Быков старательно и азартно позиционирует себя в качестве абсолютно независимого критика власти, истеблишмента и предварительно окарикатуренного «либерализма», умудренного союзника «пламенных революционеров» и лучшего друга всех гонимых, включая, разумеется, г-на Лимонова.
Состав короткого нацбестовского списка был уже истолкован как выразительный знак «левения» и политизации сегодняшней словесности. По-моему, свидетельствует он о другом о грамотной политике организаторов Нацбеста, толково формирующих коллегию номинаторов и «большое жюри», что четко отсекают от премии «чужаков». Еще труднее мне увидеть в книге Быкова замаскированный «революционный» трактат: в биографии Пастернака, конечно, немало говорится о противостоянии художника и власти, художника и культурной элиты, художника и времени, но решаются эти серьезные вопросы отнюдь не в лоб. Не знаю, насколько Быков «свой» для наших радикалов (боюсь, что и сам он этого толком не знает), но быковская биография Пастернака в любом контексте остается живой и многоплановой книгой о поэзии, свободе, назначении поэта и счастье исполненного долга.
Скептически относясь к феномену Нацбеста и весьма по-разному оценивая разные творения (и амплуа) его нового лауреата, подчеркну: победа Быкова кажется мне весьма отрадным событием.
Во-первых, нельзя не радоваться, когда награду вручают за по-настоящему яркую и весомую книгу, как бы ты ни оценивал иные труды ее автора. Во-вторых, очень хорошо, что долгие разговоры о доминировании литературы non fiction наконец-то увенчались формальным признанием «нероманного» сочинения. (Сам я, впрочем, думаю, что текст должен оцениваться не по жанрово-тематическим параметрам, а борьба «документалистики» и «беллетристики» не вчера началась и не завтра кончится.) В-третьих, есть надежда, что нацбестовская возгонка будет споспешествовать продвижению к читателю не только превосходной, стимулирующей соразмышление и конструктивные споры, быковскоой биографии поэта, но и стихов, прозы, эпистолярия самого Пастернака.
Можно было бы посетовать, что премия не досталась сильному роману Захара Прилепина «Санькя». Дескать, Быков и так на виду, а Прилепину совсем не помешало бы «проснуться знаменитым». Что ж, когда выбор реален, он особенно труден. Будем надеяться, что мужественная и честная (решительно выходящая за контур нацболовских провокаций) книга Прилепина о трагедии сегодняшней молодежи будет по достоинству оценена другими судейскими бригадами. В первую очередь, букеровской.
Андрей Немзер
14.06.2006.
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]