[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Как всегда четыре
«Мушкетеров» Пола Андерсона просвещенные кинолюди расчихвостили вдрызг. А мне понравилось. Потому как зритель я «не насмотренный», в кино хожу редко, на спецэффектные стрелялки-рубилки-леталки тем паче. Вот и радуюсь, если звенят шпаги, встают на дыбы лошади, рвутся цепи, бьют фонтанами неразличимые вино и кровь, разбегаются во все стороны недоумки-гвардейцы, сверкают алмазные подвески королевы и лилия на плече Миледи. И нет мне дела до того, что трюки где-то отработаны, а в иных фильмах прыгают (дерутся, ныряют, крушат мебель) еще круче. Я ведь твердо знаю: мушкетерская пенталогия вынесет без ущерба почти любую интерпретацию пересказ, пародию, экранизацию, мюзикл, балет...
Если сервируется только первый роман, сохранить нужно немного общую канву (узоры дело мастера), девиз «Один за всех, все за одного» и десятку основных персонажей. Вокруг юного наглеца-провинциала, решившего покорить Париж (мир), циркулируют три незаменимых триады.
Во-первых, волшебные помощники, выходцы из разных жанровых традиций байронический страдалец, хвастливый воин, обольстительный интриган. (Кроме того, мушкетеры воплощают три сословия: Атос суперграф сверхграфович де ла Фер; Арамис будущий генерал иезуитов; одна из «портосовских» глав «Виконта...» называется «О том, как у Мольера возник замысел Мещанина во дворянстве».) Но ни мировая скорбь Атоса (рухнул идеал, ангелическая возлюбленная оказалась шлюхой), ни фанфаронство Портоса, ни лицемерие и властолюбие Арамиса не мешает им быть героями, закадычными друзьями (да что у них общего? как терпеть-то друг друга могут? вопросы сколь законные, столь и дурацкие) и верными ассистентами (эти-то индивидуалисты!) рвущегося в высь гасконца.
Во-вторых, жуткие противники всемогущий кардинал, зловещую (или все же благодетельную для страны?) волю которого вершат «черный» незнакомец, отвергающий все правила чести во имя государственных (кардиналовых) интересов Рошфор и прельстительная, меняющая имена, статусы и подданства Миледи. В-третьих, объекты спасения, троица лопоухих венценосных (или около того) инфантилов (король, королева, Бэкингем), путающихся с риском для себя и вверенных им держав в кружевах любви и ревности. У Дюма еще горы всякой отменной всячины: бравый ворчун де Тревиль, жалкий (но с большим будущим зри «Двадцать лет спустя») бакалейщик, страсть Ришелье к королеве, соблазнение пуританина, четверка слуг, дублирующих господ (Андерсон не первым сгустил ее в одного Планше), фольклорные подвиги на пути в Лондон, бастион Сен-Жерве, любовь Арамиса и госпожи де Шеврез (которая родит сына Атосу), обед у прокурора, постельно-маскарадный квартет (ДАртаньян Миледи граф де Вард служанка Кэтти)... Девять служебных персонажей «размножаются» и составляют прихотливые ансамбли, ДАртаньян обзаводится двойниками, крутятся попутные авантюры, но любую «частность» можно изменить или выкинуть.
Даже Констанцию, гибель которой (у Дюма!) значима чистая любовь приносится в жертву маршальскому жезлу. Растиньяк, похоронив папашу Горио, отправился на обед к его гнусной дочери ДАртаньян, оплакав Констанцию, принял от Ришелье лейтенантский патент, в который можно вписать любое имя, эквивалент записки, дозволявшей Миледи убить гасконца, но узаконившей ее казнь. Что и впрямь была совершена «во благо государства» нищий лихой честолюбец нужнее Франции, чем заклейменная аферистка. Ришелье и ДАртаньян нашли друг друга: отказы мушкетеров от патента мотивированы их амплуа и изящно отражают начало отношений будущего маршала с тремя «полубогами» три вызова на дуэль.
Если гасконец, сливаясь в экстазе благородства с друзьями, посылает кардинала куда подальше, то к чему гробить Констанцию? Формально расходясь с Дюма, Андерсон последовательнее других акцентирует «фрондерскую» всем любезную! компоненту мушкетерского мифа. Кардинал одурачен, Миледи, как само зло, бессмертна (у Дюма злодейку двадцать лет спустя заменяет ее сын Мордаунт; в одной из киноверсий дочь, неотличимая от матушки), Рошфор повержен (у Дюма становится другом ДАртаньяна, а погибает от его руки случайно, тоже двадцать лет спустя, когда двойники меняются местами на политическом поле)... Нет проблем с мушкетерами, нет служебных перспектив (на фиг надо!), нет горьких коллизий будущего поцелуй в диафрагму. Этот альтернативный вариант судьбы гасконца мерцает и в подлинной очень грустной (при всем великолепии сюжетных фиоритур и искрометного слога) истории маршала Франции, первая часть которой называется «Три мушкетера». (А не «Четыре...» как хочется всем нам.) Именно он раскручивается во всех «прочтениях» бессмертного романа. Потому как печальных книг и без того с избытком. Не говоря уж об окружающей действительности, где за призы, несравнимые с маршальским жезлом, платить приходится так, что покраснели бы не только три мушкетера, ДАртаньян, Рошфор и кардинал, но сама Миледи.
Андрей Немзер
21/10/11