[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Журналы есть обзора нет
Если вы думаете, что у нас больше не выходят «толстые» литературные журналы, то вы крупно ошибаетесь. Все в порядке. «Октябрь» в майской книжке объявил открытие сезона «Театра литературных действ», который, по мысли редакции, должен стать «сезоном открытий», а вослед этому «нестандартному» номеру уже выпустил следующий, надо полагать, «традиционный». При желании на сей счет можно изобрести какую-нибудь концепцию, но желания нет. Как нет охоты исчислять «новых экспериментаторов» (№ 5) и «экспериментаторов со стажем» (№ 6). Или выяснять, почему Иван Глаголев (повесть «Десять нот веселого блюза») проходит по одному разряду, а Алексей Лукьянов (подборка рассказов «Крестослов») по другому. Лукьянова в журнале приветили года полтора назад с тех пор он получил за «игровую» повесть «Спаситель Петрограда» Новую Пушкинскую (в просторечии Битовскую) премию за «новаторство». Глаголева открыли всего год назад, но и он успел стяжать награду стал лауреатом премии для русских писателей ближнего зарубежья (Глаголев живет в Алма-Ате). Не удивлюсь, если и прочие фигуранты «Театра литературных действ» вскорости обзаведутся лавровыми венками премий у нас много. Ну и пишут они не хуже (и не лучше), чем авторы «обыкновенного» июньского номера. Или других журналов, увидевших свет в первый летний месяц.
Можно ведь и не оповещать о своей стопроцентной экспериментальности плакатом с аршинными буквами. Проза «Нового мира» (№ 6), к примеру, состоит из романа (страниц на сорок) Евгении Мальчуженко «Эльфы в городе» (по сравнению с прошлогодним дебютом сочинительницы пошлейшей повестью «Крупа и Фантик» эта улыбчивая безделушка может даже показаться съедобной), поэмы (слушайте! слушайте! новый Гоголь родился он же Веничка Ерофеев) Марии Ботевой «Что касается счастья (Ехать умирать)» (честное слово, прочел, но, кажется, достаточно заголовка вкупе с авторским определением жанра), повести Марианны Гейде «Энтропия» (и опять заголовок с лихвой покрывает текст) и опуса Линор Горалик «Говорит:». Проза «Знамени» (№ 6) это трактат Андрея Левкина «Счастьеловка» (далось им это самое счастье!), «рассказы стихийного философа» Виктора Коваля «Разговор о понятиях» и повесть Шамиля Идиатуллина «Эра Водолея» единственное сочинение, в котором можно обнаружить какой-никакой сюжетец. Не слишком, впрочем богатый в одном из глухих районов Татарстана обнаружили особенную воду, под воздействием которой жители, начиная с главы администрации, превращаются в драконов но и на том спасибо. Хоть какой-то, но ход, хоть какая-то, но попытка синтезировать жанры (повесть начинается в «деловитом» административно-политическом тоне), хоть какое-то, но внимание к читателю, которому вроде бы должно быть элементарно интересно. Большего уже не просим! Потому и за полторы придумки в «эльфийском» изделии Мальчуженко хочется поставить жирный плюс.
Вру, не хочется. У Идиатуллина и Мальчуженко, на мой взгляд, доминируют та же вычурность, та же «недоделанность», то же многозначительное подмигивание, что и во всех остальных исповедях горячих сердец и плодах унылого раздумья, коими нас одарили три ведущих литературных журнала. Не сговариваясь.
Ладно, вполне возможно, что это лично я по природной и благоприобретенной косности своей не в силах оценить изысканные новации текущего июня. В конце концов, Левкин у нас второе десятилетие значится в культовых авторах, да и Горалик не так уж сильно от него отстала. Что ж, кому нравится арбуз, кому свиной хрящик. Только уж больно несет от этих самых хрящиков крепким бахчевым духом. А от арбузов горелой свининой.
У нас ведь как: либо новый (новее не бывает) реализм настырно сервируется, либо, не менее новым постмодернизмом потчуют с усердием крыловского Демьяна. Причем происходят эти якобы отражающие многополярность нашей словесности акции на одних и тех же журнальных площадках. Только-только оповестили нас, что клятые эстетские девяностые годы накрылись медным тазом и воцарились по всей словесности российской горючая правда, могучая социальность, кипучая искренность и свежучая младая кровь, как тут же в ответ знакомый голос слышится: клятые девяностые, конечно, накрылись, потому как не давали они простору непостижимым раскованным талантам, а теперь у нас пришло время сладкой элегантности, пряной эротики, кофейного эстетизма и изощренной элитарности. Каковая вполне эквивалентна тому, что у квазиреалистов называется «свежей кровью».
Описывая юбилейный том, которым почтило себя и одарило публику «Знамя» (см. «Время новостей» от 22 июня), я отдал дань остроумию многих его авторов тех, в частности, что предсказывали будущее как русской словесности, так и вопрошателю-журналу. Так вот, ответы эти (как и некоторые иные материалы «Нового Знамени») воспроизведены и в июньской книжке журнала. В остроумии они от того ни мало не проиграли, но наличествующий собственно журнальный контекст (нулевой уровень прозы, которую предложено считать «продвинутой», типовой уровень стихов, худосочная имитация «молодой» критики) наложил на вроде бы симпатичные тексты неприятный отпечаток. Конечно, кто ж не любит разговоров в жанре Девушки, давайте помечтаем! Но как-то не по себе становится от прожектов о публикациях исключительно 585-й пробы, от негодования на пасьянс из ста «хитовых» (с неведомо чьей точки зрения) авторов, от укоризн за анонсы (дескать, ожидаемые вещи не дают пробиться неведомым шедеврам), от требований прекратить эксперименты и пожеланий их всяко преумножить. Господи, да кому ж не ясно, что серятину печатать не след, что и сотню «хитовых» авторов наскрести затруднительно (как легко и бессмысленно у нас формируются репутации сколько-нибудь приметным литераторам, можно только дивиться!), что никакие планы и анонсы не помешают редактору вставить в номер действительно сильный роман (рассказ, подборку стихов) И столь же ясно, что журнал должен быть и «лабораторией», и «выставкой достижений литературного хозяйства», и много чем еще. В принципе
Но мы обретаемся отнюдь не «в принципе», а в конкретной культурной ситуации. В ситуации «клубящегося клуба», где все, с одной стороны, хотят друг другу нравиться, а с другой друг на друга раздражены. Где самохвальство неотделимо от комплекса неполноценности, переходящего в мазохизм. Где позиционирующие себя хранителями традиции и представителями мейнстрима (объяснил бы кто-нибудь, что это слово применительно к словесности означает!) издания ухитряются выдавать номера, в которых вниманию читателя, не входящего в «клуб», можно рекомендовать исключительно архивные публикации и non fiction. Синхронно и не сговариваясь. Печатая очередные манифесты-трактаты в виде «рассказов» и «повестей», давая от души выговориться всем борцам за место под солнцем, в сотый раз загоняя читателя в чащобу из пяти сосен (реализм документализм эксперимент исповедальность гламур), редакции, разумеется, обеспечивают литературных критиков (которые, впрочем, предпочитают именовать себя иначе) материалом для дальнейших творческих дискуссий. Исполать. Только я газетный обозреватель, коему надлежит оповещать читателя о литературных событиях, здесь не при чем. А про откровенных троечников хоть вчера вылупившихся из яйца, хоть сегодня вынутых из нафталина пусть рассуждает кто-нибудь другой.
Андрей Немзер
28.06.2006.
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]