[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Как минимум - пятнадцать
Названы соискатели премии за лучший роман года
Хотя премия за роман года поменяла спонсоров (ныне ее финансирует Региональная общественная организация "Открытая Россия", "учрежденная акционерами нефтяной компании "Юкос" и группой частных лиц") и название (теперь она зовется "Букер - Открытая Россия"), это не сказалось на характере пресс-конференции, посвященной оглашению длинного списка соискателей награды. Правда, рядом с председателем букеровского комитета Гилбертом Доктороу, секретарем Игорем Шайтановым и членами жюри сидела представляющая "Открытую Россию" Ирина Ясина. Ее выступление было кратким и приятным: выяснилось, что "Открытая Россия" дорожит родной литературой, а сама Ясина и прежде читала "букеровскую" прозу. Шайтанов тут же заметил, что представители "Открытой России" знакомились не только с романами, но и с журналистскими суждениями о букериаде. И после этого не побоялись взять премию под свое крыло. На этом новации кончились - все пошло как встарь.
Председатель жюри Владимир Маканин сообщил, что "роман толковался нами широко, но не безбрежно". Журналисты в основном интересовались сокращениями, что жюри внесло в список, представленный номинаторами. Было в нем 45 романов - осталось 32. Тринадцать "удаленных" опусов либо не соответствовали жанровым критериям (тут же возник вопрос: "А разве сочинение NN это роман?") либо показались судьям "маловысокохудожественными" (здесь все еще более зыбко). Члены жюри - Татьяна Бек, Андрей Волос, Александр Городницкий и Валентин Лукьянин - на "острые" вопросы отвечали мирно. В сущности, их реплики сводились к понятному: "Мы так считаем". Что закономерно. Но обидно неназванным "сокращенным" авторам и их симпатизантам, прекрасно знающим, что именно было на премию выдвинуто. Признаться, предоставляемая жюри с прошлого года возможность "резать" long-list не кажется удачной. Всю посредственность из списка не вышерстишь, а шила в мешке не утаишь. Резоннее было бы не оглашать long-list вовсе: обид меньше, а информации о словесности сейчас в СМИ хватает. (Напомним, что публиковать длинный список начали во второй год "русского Букера" - именно для того, чтобы напомнить о самом факте существования отечественной словесности. В начале 90-х это имело смысл.) Комитет, однако, считает иначе, давая пишущей братии возможность погадать о призерах.
Самое досадное, однако, не "лишние" соискатели, а отсутствие некоторых сильных претендентов. Если прекрасный (на мой вкус, лучший) роман Нины Горлановой "Нельзя. Можно. Нельзя" пал жертвой премиального ритма (он напечатан в июньском "Знамени", которое номинаторы просто не успели прочесть), то отсутствие книг из "олминской" серии "Оригинал" - сущая дикость. Предположим, "Ремонт человеков" Кати Ткаченко еще можно счесть вещью "экстремальной" (я так не думаю!), но без книг Константина Плешакова ("Красный камень") и Андрея Левкина ("Голем. Русская версия") "романная" картина года предстает откровенно деформированной.
Что ж, обратимся к "наличности". Откровенной ерунды в списке не много, хотя упираясь взглядом в хилый фантастический роман Геннадия Прашкевича и Александра Богдана "Пятый сон Веры Павловны", слабейший из опусов Хольм ван Зайчика "Дело победившей обезьяны" или коллекцию сплетен Владимира Соловьева, озаглавленную "Семейные тайны", поневоле думаешь: что же жюри сочло еще более низкокачественным? Странно видеть среди соискателей вторичные романы Бориса Васильева ("Глухомань"), Юрия Дружникова ("Смерть изгоя"), Геннадия Николаева ("Вещие сны тихого психа"), Дмитрия Рагозина ("Дочь гипнотизера"; кажется, эту вещь выбранили все критики, что со "знаменскими" публикациями бывает крайне редко). Не верю я, что номинаторы этих произведений всерьез считают их достойными награды - нет, все-таки при засекреченном long liste жюри было бы работать проще, может, не выдвигали бы "друзья и знакомые кролика" своих авторов. Я совсем не поклонник "молодых продвинутых" Анастасии Гостевой ("Притон просветленных") и Павла Крусанова ("Бом-бом"), квазиинтеллектуальных Вадима Месяца ("Лечение электричеством") или Олега Постнова ("Страх"), пребывающих далеко не в лучшей форме Анатолия Кима ("Остров Ионы") или Анатолия Курчаткина ("Амазонка"). Меня не обрадовал "Мастер Хаос" обычно блистательного Евгения Попова. У меня есть серьезные (не вчера появившиеся) претензии к прозе Александра Мелихова ("Любовь к отеческим гробам"), философа Александра Пятигорского ("Древний человек в городе"), Дмитрия Липскерова ("Родичи"). Наконец я считаю, что "Лед" Владимира Сорокина - сочинение попсовое по форме и неприятное по духу. Но увидев эти работы в списке, не удивляюсь. У них есть свои читатели, свои убежденные и серьезные интерпретаторы, свое место в литературном пейзаже. И шансы Крусанова, Липскерова, Мелихова, Попова, Постнова да и Сорокина я расцениваю как вполне реальные. Здесь есть о чем спорить (сколь угодно резко), но это живая словесность.
Ну а теперь о тех, кто, на мой взгляд, входит в группу лидеров. Это остросюжетный "Диверсант" Анатолия Азольского (впрочем, автор уже снискал Букера за "Клетку", а "повторы" у нас не в моде), "<НРЗБ>" Сергея Гандлевского (похоже, что Гандлевский и обретет лавры), очень "американский" по теме и сюжету (и очень русский по сути) роман Игоря Ефимова "Суд да дело. Лолита и Холден двадцать лет спустя", блестящий памфлет Леонида Зорина "Кнут", "Легкий привкус измены" Валерия Исхакова (я бы дал премию именно за эту книгу о "странностях любви"), остроумно игровая "Великая страна" Леонида Костюкова, "Б. Б. и др." Анатолия Наймана (раз уж жюри сочло третью и четвертую части этого романа вещью самодостаточной), "Карагандинские девятины" Олега Павлова, обаятельнейший "Чижик-пыжик" Феликса Светова. Как видите, я набрал девять кандидатов на шесть вакансий short-list'а. Помня, что выше предположил возможность выигрыша еще шести авторов. Итого - пятнадцать претендентов. Выводы просты. Во-первых, на бедность грех жаловаться (при том, что минувший "букеровский год" далеко не самый урожайный). Во-вторых, жюри, как всегда, можно посочувствовать. В-третьих, будем с интересом ждать как 2 октября (оглашение short-list'а), так и 5 декабря, когда мы узнаем имя одиннадцатого русского букеровского лауреата.
04/07/02
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]