Юрий Поляков возглавил "Литературную газету"
Последние номера "Литературной газеты" подписывал в печать и. о главного редактора Анатолий Друзенко. Было ясно, что главный редактор Лев Гущин "Литературку" оставляет. То ли из-за некоторого своеволия, противоречащего интересам инвесторов (издатель "ЛГ" - ЗАО "Метрополис" - входит в АФК "Система", чья связь с московским мэром тайной не является), то ли как не совладавший с материальными трудностями (перманентные невыплаты гонораров и задержки не слишком впечатляющего жалования сотрудникам), то ли - обидевшись на скуповатых инвесторов. Недоумения и гадания о будущем сотрудников "ЛГ" разрешились в четверг - Гущин освобожден от должности по личной просьбе (но остается членом совета директоров "Метрополиса"), на его место совет директоров назначает Юрия Полякова.
Юрий Поляков родился в 1954 году, по образованию - филолог. В "ЛГ" печатался с 70-х годов. В начале 80-х редактировал газету "Московский литератор" и возглавлял комсомольскую организацию Союза писателей СССР. Известность Полякову принесли предперестроечные и перестроечные повести, публиковавшиеся в журнале "Юность": "ЧП районного масштаба" (непорядки в комсомоле), "Сто дней до приказа" (непорядки в армии), "Апофегей" (байки про самое большое начальство, "замаскированное" под районных функционеров). Повести отличались дозволенной смелостью (разоблачения + эротика), хорошим знакомством с "фактурой" (типажи циничных карьеристов), бойким слогом и внятным сюжетосложением, что и обеспечило им большой успех. Появившийся в новую эпоху роман "Козленок в молоке" (разоблачение писательских нравов; эстетика без изменений) особого резонанса не вызвал. В последнее время Поляков занимался не только словесностью и публицистикой, но и политикой - он безуспешно баллотировался в Государственную думу по списку Святослава Федорова и Андрея Николаева.
Впервые с подзабытых времен Александра Чаковского (при нем "Литературка" и обрела популярность; за счет кого и чего - разговор отдельный) "ЛГ" возглавил писатель. Вне зависимости от причин, вознесших Юрия Полякова к вершине (некогда - заоблачной, теперь - условной, но хранящей память о былом величии), писательский статус главного редактора придется учитывать. И коллективу (в котором достойные критики и журналисты много лет влачат полунищее существование), и литературной общественности (давно махнувшей на "ЛГ" рукой), и самому редактору. Любой писатель, получивший такое двусмысленное наследство, может двинуться по трем дорогам. Первая - обслуживание "своего круга". Вторая - борьба за "возрождение", привлечение денег для издания, а несхожих и даровитых авторов - к изданию. Третья - оставить все как было. Юрий Поляков - человек с организаторской (если угодно - функционерской) хваткой, соответствующими связями и сильными амбициями. Вполне возможно, что он захочет убедить в своей мощи коллектив, литературный истеблишмент и по привычке чего-то ждущего от "ЛГ" читателя (таких много среди губернской интеллигенции). Исполать. Но правило монтера Мечникова неизменно: утром - деньги, днем - стулья.
24/04/2001