[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Победа праведника
Сто лет назад родился Семен Липкин
Серое небо. Травы сырые. / В яме икона панны Марии. / Враг отступает. Мы победили. / Думать не надо. Плакать нельзя. / Мертвый ягненок. Мертвые хаты. / Между развалин наши солдаты. / В лагере пусто. Печи остыли. / Думать не надо. Плакать нельзя.
«Военная песня» была сложена 1981 году. Семену Израилевичу Липкину довелось оставаться на земле еще два десятилетия, но он хорошо помнил, что срок жизни человеческой семьдесят лет. И потому подводил итоги. С истинным бесстрашием.
Страшное бесцветье. Серое дыханье отгремевшей битвы и отработавших свое лагерных печей. Торжество смерти, на фоне которой страшно добытая победа поперву видится бессмысленной. Какие тут чаяния, если битве не видно конца. Поверженное зло словно бы и не утратило силы. Как можно жить, если случилось то, что случилось? Если для безжалостной смерти нет праведных и грешников? Если в выжженном пейзаже нет и намека на будущую жизнь?
Страшно, ей-Богу, там, за фольварком. / Хлопцы, разлейте старку по чаркам, / Скоро в дорогу. Скоро награда. / А до парада плакать нельзя. / Черные печи да мыловарни. / Здесь потрудились прусские парни. / Где эти парни? Думать не надо. / Мы победили. Плакать нельзя.
Какой парад? Какая награда? Не один только фронтовой опыт дышит в отчаянных строках. Здесь весь ужас отвергнувшего Бога и расчеловечившегося столетия. И чем победители лучше побежденных, об участи которых лучше не думать? Какая музыка, какие стихи, какие мысли могут быть после того, как в сером мареве стерлась грань, разделявшая добро и зло, после того, как люди допустили то, что они допустили? Могут. Потому что отчаяние еще одно искушение, преодолеть которое долг человека, солдата, поэта. Остающегося собой, когда кажется (и не врут же слух, зрение, обоняние, память!), что все человеческое кончилось навсегда.
В полураскрытом чреве вагона / Детское тельце. Круг патефона. / Видимо, ветер крутит пластинку. / Слушать нет силы. Плакать нельзя. / В лагере смерти печи остыли. / Крутится песня. Мы победили. / Мама, закутай дочку в простынку. / Пой, балалайка, плакать нельзя.
Грустная песенка обреченного народа, с которой, по преданию, евреи шли в газовые камеры, сливается с державинским реквиемом Суворову, строку которого Липкин поставил эпиграфом к своему бесслезному плачу. Нет, совсем не сарказм слышится в держащих «Военную песню», повторяющихся заклинанием словах Мы победили. И не об одной только войне, сквозь которую прошел вовсе не для битв родившийся поэт, здесь идет речь.
В пору «Военной песни» Липкин был выброшен из «советской литературы». Власть пакостно мстила поэту за сделанный им выбор за верность чести, нравственному долгу, дружеству. В конечном счете поэзии, истинной жизни, Богу. Тому Богу, что говорит с Авраамом в его последнюю ночь.
Не переставший любить земное бытие праведник хочет перед уходом увидеть весь мир, «сотворенный Словом». Желание сбывается. И увидел Авраам / Сверху, с колесницы, / Ложь, разбой, и блуд, и срам, / Плахи и темницы. // Вскрикнул: «Боже! Здесь позор! / Мир живет в безверьи! / На людей низвергни мор, / Пусть сожрут их звери!» // Но раздался Божий глас: «Знай, в иных началах / Я миры творил не раз / Тут же разрушал их. // То, что Словом создавал / Было бессловесным. / Дух себя не узнавал / В облике телесном. // А вот этот мир хорош, / Ибо в этом зданье / Правде уступает ложь, / Радости страданье. // Ибо здесь любовь сладка, / Не страшась броженья, / Пьют из чашечки цветка / Мёд воображенья. // Этот грешный мир дворец, / Город говорящих, / Ибо только Я Творец, / Нет других творящих».
Авраам умолкает, приняв прежде непостижимую (даже для него!) правду Творца. Поэт, обретя эту правду, претворяет ее в земное, но бегущее тленья слово. Слагает песню. Песню единственной настоящей победы.
Андрей Немзер
19/09/11