[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
ХХ веком история не кончается
На Московской книжной ярмарке прошла дискуссия о Солженицыне и его эпохе
Круглый стол «ХХ век в творчестве Солженицына» был задуман еще весной им предполагалось начать ряд культурных акций, приуроченных к 90-летию великого писателя (11 декабря 2008). Кончина Солженицына внесла в юбилейный сюжет понятные печальные коррективы, но дискуссия в рамках Московской книжной ярмарки состоялась. Организацией круглого стола занималось Федеральное агентство по печати во главе с Михаилом Сеславинским (на дискуссии присутствовал его заместитель Владимир Григорьев) при участии Фонда Солженицына, библиотеки «Русское зарубежье», издательств «Русский путь», «Молодая гвардия» и «Время». Вела беседу автор недавно увидевшей свет биографии Солженицына (о ней см. «Время новостей» от 8 апреля 2008 года) Людмила Сараскина. О том, как складывались отношения Солженицына и столетия, в котором он свершил свой подвиг, размышляли священник Петр Мещеринов, прозаик Алексей Варламов, историк театра и культуролог Борис Любимов, историки литературы Ричард Темпест (США), Михаил Голубков, Павел Спиваковский, Павел Басинский и др. Отреферировать эти, как правило, весьма насыщенные и глубоко личностные выступления в газетной колонке невозможно. Да в том нет и необходимости: планируется издание сборника, куда войдут материалы как состоявшейся дискуссии, так и научной конференции, что должна пройти в декабре.
Открывая разговор, Наталья Дмитриевна Солженицына напомнила о том мареве мифов, что до сих пор окутывает лицо автора «Одного дня Ивана Денисовича» и «Красного Колеса». Например, заглавье солженицынских «очерков литературной жизни» советской поры «Бодался теленок с дубом» воспринимается обычно в победительной (пусть и с толикой иронии) тональности и сочувственниками автора, и его недоброжелателями: вот, дескать, какой лихой был «теленок» взял да расправился с советской властью. Между тем, когда Солженицын принимался за свои мемуары, коммунистический монстр был в полной силе, главные схватки писателя с ним еще только предчувствовались, грядущее виделось (да, и Солженицыну!) неясно и вариант страшного поражения (поражения дела) казался весьма возможным. В усмешливой пословице отчетливо звучали ноты горечи и тревоги, а отнюдь не лукавство самоуверенного властелина собственной судьбы. Другим почти всеобщим заблуждением Н. Д. назвала тезис о Солженицыне «великом тактике», всегда точно знающем, как в данный момент действовать. Зная лучше, чем кто-либо, каким был в реальности путь Солженицына (и его бой с коммунистической системой), Н. Д. твердо говорила, что «тактика» автора «Архипелага » не отличалась от обычной тактики всякого умного человека (с поправкой на дисциплинирующее мысль математическое образование), что Солженицын порой допускал «тактические промахи» (кстати, и не скрывал их ни в «Теленке», ни в следующей мемуарной книге «Угодило зëрнышко меж двух жерновов»). По всему складу своему он был не «тактиком», а «стратегом», и великая победа Солженицына писателя, историка, мыслителя, гражданина, свободного и высокого духом человека стала победой «стратегической». Он исполнил свой долг, сделал свое дело. Ну а «дуб» (поверженный или только покореженный) стяжал свои «тактические» победы, оказывающие влияние на нашу жизнь по сей день. Антисолженицынская мифология, небрежение реальным словом художника, подмена его неприятными фантомами, раздраженный отказ от внимания к книгам Солженицына все это реальность, которую не сбросишь со счетов. Проблема «Солженицын и XXI век» растет из неоконченной тяжбы писателя с ХХ столетием, а всякая попытка интеллектуально честного и ответственного суждения о деле и судьбе Солженицына неизбежно обращает нас к сегодняшним (и завтрашним) болям, печалям и опасностям России да и всего человечества.
Об этом всякий на свой лад и говорили участники круглого стола. В иных речах преобладал пафос негодования, акцентировались мотивы беды, так и не изжитой нашим народом, и его трагической вины. Другие выступающие напоминали о солженицынской вере в человека (не противопоставленной, но обусловленной его верой в Творца). Говорилось и об историософии, и о политических воззрениях, и о богословии (все-таки прикровенном), и об эстетике Солженицына, безусловно очень тесно (хотя в иных случаях резко полемически) связанной с культурой ХХ столетия.
Разумеется, Солженицын остро переживал особенность своего проклятого века, по-настоящему начавшегося Первой мировой войной, высвободившей чудовищные силы бесчеловечности и ставшей причиной неслыханных трагедий всех европейских народов, но всего более народов России. Об этом он с предельной отчетливостью сказал еще в «Матрëнином дворе». Читатели «Красного Колеса» (да и «Архипелага ») не могут не ощущать постоянно являемого контраста докатастрофной России и России, превращенной в Совдепию. Все так, но не стоит сбрасывать со счетов и другую, полагаю, не менее важную, большую мысль Солженицына мысль о неизменности человеческого рода, каждый представитель которого свободен выбирать между добром и злом.
Напомню эпизод «Ракового корпуса». Идет разговор о стяжателе, построившем дом на уворованные казенные деньги. Вооруженный «непобедимым марксистско-ленинским учением» доцент споро объясняет этот казус:
«- Остатки буржуазного сознания.
Почему же буржуазного? ворчал Костоглотов.
Ну а какого же насторожился и Вадим < >
А такого, что это жадность человеческая, а не буржуазное сознание. И до буржуазии жадные были, и после буржуазии будут!»Слово «жадность» здесь обозначает не только конкретный грех (впрочем, страшный), но и грех как таковой, от которого человека не может застраховать и самый справедливый и мудро организованный общественный уклад. «Права» зла достаточно велики всегда, но права (и силы) есть и у добра. В коммунистическом аду (и в аду других чудовищных режимов ХХ века) праведники сохраняли свои живые души об этом Солженицын никогда не забывал. С горечью говоря о том, что Россия (и не только Россия) проиграла ХХ век, строго судя отцов, которые поддались роковому соблазну в 1917 году, зная, что новые времена способны предложить нам вызовы не менее страшные, чем навязанные в ХХ веке, Солженицын уповал на выздоровление России и не терял надежды на человека и человечество.
Андрей Немзер
05/09/08