[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Спасибо
Сегодня вновь речь пойдет о старших. Писатели эти (как и все истинные художники и крупные люди) друг на друга совсем непохожи. У них очень разные книги (да и жанровые доминанты). У них очень разные судьбы как ни грустно, но без всем памятных слов Саади-Пушкина здесь не обойдешься. Если же искать общее, то невольно упрешься в банальность. Но лучше быть банальным, чем неблагодарным. Благородство. Глубокая укорененность в культуре. Ошеломляющий творческий азарт. И любовь к человеку к нам, грешным. Без героев этой колонки мы были бы другими. И русская словесность, в историю которой вписаны их имена, тоже.
«Вагриус» продолжает републикацию книг Натана Эйдельмана (см. «Время новостей» от 20 июля). Ныне переиздан «Лунин» (1970) первое из декабристских жизнеописаний, долгое время ходившее в бестселлерах и считавшееся едва ли не лучшим сочинением автора. Что не вполне соответствует истине. Написанные позднее «Апостол Сергей» и «Большой Жанно» работы, на мой взгляд, более глубокие и многомерные. К «Лунину», однако, российский интеллигентный читатель испытывал особое чувство. Прежде всего, из-за второй части биографии «212 дней», ярко и яростно прописанной истории следствия и суда, решавших участь декабристов. Завораживала картина поединка одинокого несгибаемого рыцаря и могучей государственной системы, успешно сминающей большинство подследственных. Аллюзионность возникала сама собой, а стремление к объективности (в отличие от типовых советских историков, Эйдельман видел в членах следственной комиссии и судьях людей, пусть «людей системы», но все же живых и разных) заставляла при сравнении «царских сатрапов» и новейших инквизиторов отдавать предпочтение первым. При этом политическая составляющая вовсе не отменяла собственно исторической, а заглавный харизматичный герой в равной мере завораживал любителей «красивых костюмов» и потенциальных диссидентов, иногда становящихся диссидентами реальными. Трудно переоценить роль этой книги и в истории отечественного инакомыслия, и в формировании позднесоветского «декабристского мифа», и в писательско-исследовательской судьбе Эйдельмана. В «Лунине» уже намечены многие проблемы, что будут сопровождать историка до его безвременного конца. Вероятно, обратись Эйдельман к этой фигуре еще раз, «рыцарь без страха и упрека» претерпел бы под его пером некоторые изменения в реальном Михаиле Сергеевиче Лунине нетрудно приметить и странные, если не сказать зловещие, черты. Не то чтобы Эйдельман игнорировал их вовсе, но, размышляя о Лунине, он ставил акцент на мужестве и чести, а не на их демонической изнанке. И если сейчас о Лунине (да и о других декабристах) мы можем судить и иначе, то во многом благодаря Эйдельману, чья биография Лунина и сегодня не только восхищает артистизмом и влюбленностью в героя, но и стимулирует рождение новых мыслей.
Одной из первых книг серии «Премия Liberty» (М., «Новое литературное обозрение») стал сборник прозаических и стиховых сочинений Василия Аксенова «Американская кириллица». Премия, за чьих лауреатов ныне взялось «НЛО» (одновременно с аксеновской книгой вышло собрание высокомудростей Михаила Эпштейна «Знак пробела: О будущем гуманитарных наук» и коллекция «тонкожурнальных» эссе Льва Рубинштейна «Погоня за шляпой и другие тексты»), вручается «за выдающийся вклад в русско-американскую культуру и развитие культурных отношений между Россией и США». Учрежденной в 1999 году награды на сегодня удостоены 13 человек художники, литераторы, артисты, искусствоведы (среди них и глава «НЛО» Ирина Прохорова). Люди все почтенные и не без «культовости», но все же в этой колоритной компании Аксенов видится мне «первым среди равных». Не столько из-за моей давней и необоримой любви к автору «Затоваренной бочкотары», «Ожога» и «Скажи: изюм», сколько из-за точного соответствия награды и героя. В русско-американском диалоге ХХ и последовавшего за ним веков роль Аксенова сопоставима лишь с той, что в позапрошлом веке играл в диалоге русско-французском (да и русско-европейском) Иван Сергеевич Тургенев. Аксенов принялся за Колумбов труд задолго до того, как впервые пересек океан, и не прекратил этого увлекательного занятия по сей день, когда перебрался в Старый Свет. О том, что же на самом деле происходит в заморской дали, писатель сообщал нам многажды и всякий раз по-новому. Теперь «Американской кириллицей» подводятся предварительные итоги долголетних розысков, выдумок и изобретений. За главами из подсоветского «Круглые сутки нон-стоп» следует фрагменты раннеэмигрантской книги «В поисках грустного бэби», романов «Желток яйца», «Бумажный пейзаж», «Новый сладостный стиль», «Кесарево свечение», рассказы и очерки. Где здесь сон, а где явь, где документ, а где фантазия, понять решительно невозможно. Да и не нужно совсем не для того Василий Павлович рассказывает свои внешне мажорные, почти всегда подсвеченные печалью и уж точно всегда по-настоящему добрые истории. Вновь и вновь конструируя то велосипед, то вечный двигатель. Открывая по-прежнему неведомую Америку. И Россию.
Что же до новой серии, то, надо думать, «НЛО» не бросит славную затею на полпути, и в обозримом будущем выложит на прилавки книги других свободоносных лауреатов среди которых художники Олег Васильев и Вагрич Бахчанян, поэт Лев Лосев, историк Джеймс Биллингтон, переводчик Виктор Голышев
Двухтомник прозы Леонида Зорина вынужден характеризовать коротко (что мог, уже сказал в предисловии к этому изданию). В первый том вошли писавшийся на исходе 80-х роман «Злоба дня» (впервые был опубликован в 1992 году), еще раньше написанная повесть «Алексей» и ее «продожение-перетолкование», маленький роман «Забвение» (2003), чье название вынесено на титульный лист; во втором томе, кроме заглавного романа «Юпитер», разместились три других поздних романа «Кнут», «Трезвенник» и «Сансара» (обо всех писалось в пору их публикаций, о «Сансаре» совсем недавно; см. «Время новостей» от 26 октября) и четыре рассказа цикла «Из жизни Ромина». Не вошел роман «Завещание гранда», что ныне анонсируется «Знаменем» он был закончен уже после того, как двухтомник сформировался. Завтра Леониду Генриховичу Зорину, создателю «Варшавской мелодии» и «Медной бабушки», «Диона» и «Покровских ворот», «Коронации» и «Пропавшего сюжета», автору мудрой, сосредоточенной и как бы грустно ни приходилось ее героям обнадеживающей и помогающей жить прозы исполняется восемьдесят лет.
Андрей Немзер
2.11.2004.
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]