[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Цепь непрерывного предания
Скоро сказка сказывается Начало трехтомному изданию трудов Зары Григорьевны Минц (19271990) «Блок и русский символизм» было положено в 1999 году, когда появилась книга «Поэтика Александра Блока» («ИскусствоСПб»). Годом позже свет увидел том «Александр Блок и русские писатели», а третьей ныне изданной книги «Поэтика русского символизма» пришлось ждать несколько лет. Неспешность процесса в равной мере объяснима и унизительна. Суть в том, что, сохранив установку на публикацию качественной гуманитарии и эдиционные традиции, даже лучшие наши издатели плохо умеют распространять свою продукцию нераспроданные «старые» книги тормозят появление новых, а читатель перестает верить в осуществимость «долгих» проектов. (Ныне многие Собрания сочинений выходят без нумерации томов умолчание стыдливо прикрывает тихий издательский ужас: а вдруг и эта инициатива пойдет прахом?) В нашем случае возникают и неожиданные иронические обертоны: история издания кажется карикатурным отражением научной судьбы ученого судьбы, контуры которой обозначены концептуальной композицией трехтомника (составитель Леа Пильд, ученица и продолжатель дела З. Г.).
Исследовательская мысль З. Г. действительно двигалась «от Блока к истории символизма» название предпосланной третьему тому глубокой статьи Николая Богомолова фиксирует самую суть этого движения, соотнесенного с общим контекстом поздней подсоветской гуманитарной науки и изнутри его трансформирующего. З. Г. по-настоящему любила Блока, и потому он стал точкой отсчета в ее историко-литературных штудиях. Захваченность Блоком естественно (для З. Г., а не для всякого «блоковеда») предполагала поиск его неповторимости, то есть, прежде всего, сопоставления поэта с предшественниками и современниками. Отсюда открывался путь к их индивидуальностям, к новым со- и противоположениям, в конечном счете складывающимся в то, что именуется «историей литературы». Хронологически дело обстояло не совсем так З. Г. и в ранних работах уделяла «контексту» должное внимание (чего это стоило в тисках советчины, разговор отдельный); логика творчества была именно такой.
Логика эта обусловила две главных счастливых особенности научного почерка Минц. Во-первых, это любовное (пожалуй, и влюбленное) отношение к писательской индивидуальности, умение открыть смысловое явление там, где обычно видят «фоновый» феномен. (В этом плане показательны статьи о пьесе Сологуба «Ванька Ключник и паж Жеан», об Андрее Белом в брюсовском «Огненном ангеле», предисловие к трилогии Мережковского «Христос и Антихрист».) Во-вторых, это внимание к «переходным» явлениям, к «эволюционности» (в противовес «революционности», скачкообразности) истории литературы, к пред- и постсимволистским поэтическим системам. Здесь важно и то, что было сделано (например, в статьях о «новых романтиках», эволюции символизма, его «кризисе» 190711 годов) и то, что было лишь намечено в печатных трудах: внимательный читатель заметит, как важен был для Минц Чехов (именно как писатель новой эпохи, современник и совопросник модернистов). Если глядеть формально, то З. Г. не написала своей «истории русской литературы 18801910-х годов», перечитывая трехтомник, обнаруживая новые и новые (иногда прикровенные, иногда гипотетические, стимулирующие развитие и полемику) решения мнимо ясных проблем, понимаешь: З. Г. эту самую историю видела. И в какой-то мере написала. Частью в соавторстве с учениками. Таких работ у Минц не мало; обычно в них ясно ощущается исследовательское «двуголосье»: З. Г. была идеальным наставником, не заглушающим подопечных, но и не просто «прикрывающим» их своим авторитетом. Более того, в этой «мерцающей» истории словесности значимое место занимают и те «чужие» труды, что создавались так сказать, «при свете Минц». Совсем не хочется принизить достижения коллег З. Г. или сказать, что Минц уже разрешила «все вопросы» (и вообще так не бывает; и проблем у нашей «серебряновечной» филологии сейчас предостаточно). Речь о другом благодаря изданию трехтомника «история по Минц» стала куда более зримой, чем прежде. Это дарит надежды и накладывает новые обязательства на тех, кто не считает возможным отказаться от бремени ученичества, от следования по пути лучших русских гуманитариев прошлого века.
О том, что движение по этому маршруту возможно, свидетельствуют два свежих мемориальных издания. Капитальный (более тысячи страниц) уже третий «Лотмановский сборник» (М., «О. Г. И.»; первый вышел в 1995, второй в 1997 годах) вырос в основном из материалов тартуского конгресса, посвященного 80-летию великого ученого (2002). Охарактеризовать его состав в газетной заметке невозможно, а специально выделить какие-то из работ значило бы незаслуженно унизить прочих участников «случайных» людей здесь нет. В последнем разделе представлены опыты восьми совсем молодых ученых из Тарту, Петербурга и Москвы, что в 2000 году (авторы тогда были студентами) докладывались на Молодежных Лотмановских чтениях в РГГУ. Статьи не затерялись бы и рядом с трудами маститых ученых (как не теряются доклады авторов на нынешних «взрослых» конференциях) выгораживание «площадки молодняка» обусловлено иной причиной: составители резонно хотели напомнить об удаче Молодежных чтений, органично связанных с долгой и живой традицией тартуских студенческих конференций.
Другой сборник, чье название я дерзнул позаимствовать для этого обзора, посвящен памяти замечательного историка Андрея Григорьевича Тартаковского (19311999). «Цепь непрерывного предания» формула библиографа Михаила Лонгинова, часто возникавшая в работах и устной речи Тартаковского. А. Г. несомненно был «звеном» этой цепи так и воспринимался теми, кто был знаком не только с его трудами о политической истории XVIIIXIX веков, Отечественной войне 1812 года, русской мемуаристике, но и с их автором. Профессиональный и одновременно интимный интерес к прошлому сочетался в нем со страстным вниманием к современности, чреватой будущим. Он знал, что такое единство меняющейся и непредсказуемой культуры, и полагал себя и своих коллег не сторонними наблюдателями, но участниками грандиозного многовекового действа. История и филология были для него не только «знаниями», но и действенными силами, противостоящими невежеству, безответственности и бесчеловечности. Он верил в «смыслы» и поэтому верил в людей.
В мемориальный сборник вошли работы как о собственно «тартаковских» сюжетах (русский генералитет в 181214 годах, воспоминания Булгарина о наполеоновских войнах, типология мемуаристики), так и на «смежные» темы («рождение личности» в «Исповеди» блаженного Августина, политическая ситуация во Франции 1829 года, формирование русской национальной идеологии). Нельзя угадать, как отреагировал бы А. Г. на ту или иную конкретную статью. Можно уверенно сказать: ни одну из них он не счел бы «посторонней» ему было интересно все. И разноголосье книги, составленной Верой Мильчиной и Андреем Юргановым, явно пришлось бы ему по вкусу сходным образом сам А. Г. выстраивал на протяжении нескольких лет Чтения, посвященные памяти его друга Натана Эйдельмана. Теперь после кончины А. Г. прервавшиеся. Может быть, не навсегда?
13/04/04
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]