[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Не такие и Солоух
Рассказчики года к награждению готовы
Внимательные (да и невнимательные) читатели «Нового мира» наверняка заметили: последние года два журнал этот становится все «круче» да «продвинутей». Похоже, редакция приняла установку на последовательное разрушение прежнего благообразного имиджа. Главное ошеломить читателя сломом старых конвенций. Теперь, дескать, мы вовсе не такие, а, совсем наоборот, эдакие. Так с публикациями (хоть прозы, хоть эссеистики) так с премией имени Юрия Казакова, наградой, как ни крути, принципиально «новомирской», призванной не столько выявить лучший рассказ года, сколько дать сигнал о том, что теперь в журнале-учредителе носят. Или с кем носятся.
Премия начинается с жюри, и состав нынешней судейской бригады символичен. Конечно, константы есть константы: и заведующий отделом прозы Руслан Киреев на законном председательском месте (они там с ответственным секретарем Михаилом Бутовым чередуются), и банкир-депутат Александр Лебедев никуда не делся. (Пусть знает народ: глава Благотворительного Резервного фонда не токмо спонсирует «казаковку», но и с буквами-словами-текстами на дружеской ноге; может, теперь даже на заседания жюри ходит.) Зато свежая кровь «резвоскачет и кипит» на высшем уровне: тут тебе и бывший критик, а ныне романист, пиит, борец с замшелостями, диск-жокей, пиарщик «пивного мороженого» и будущий лауреат премии Андрея Белого «за общий вклад в мировую культуру и переустройство солнечной системы» Дмитрий Бавильский (догнать и перегнать Вячеслава Курицына!), тут тебе и критик действующий Валерия Пустовая, избравшая трудную, но почетную роль комиссара-идеолога стремительно изобретаемой новой литературной генерации. Для баланса в жюри введен новомирец Сергей Костырко, сочетающий хороший вкус и здравый смысл с интеллигентской доверчивостью ко всевозможным претендующим на лихость наворотам (а вдруг в этом что-то есть?).
Жюри сработало как должно. Лучшие ли рассказы года составили шестерку претендентов, вопрос, как всегда, спорный, но украшающий шорт-лист жирный штамп Смотрите, кто пришел за версту виден. Но сперва о тех, кто не пришел, оказался посторонним на балу новеллистов. Конкурса не выдержали Евгений Шкловский (подборки в майском «Знамени» и декабрьском «Новом мире»), Денис Гуцко («Орлы над трупом» «Дружба народов», № 10), Дмитрий Новиков (любой из его новых рассказов, что вошли в книгу «Вожделение» и были распубликованы столичными журналами, мог бы законно претендовать на главный приз), Нина Горланова и Вячеслав Букур («Лица» «Знамя», № 7), Михаил Бутов («Цена» «Знамя», № 7), Маргарита Хемлин (в цикле «Прощание еврейки» «Знамя», № 10 внимания стоят все «составляющие»; я бы наградил «Темное дело») и, как ни странно, громокипящая Наталья Рубанова («Патология короткого рассказа» «Знамя», № 4).
Чем она «авангардной» партии жюри не потрафила, ума не приложу. Или тут «консерваторы» за себя постояли? Коли так, то жаль. При всей аффектированной манерности и литинститутской вере в «приемчики», Рубанова куда живей и талантливей, чем наш постсоветский сто двадцать седьмой вице-Борхес Ильдар Абузяров, которому выпала завидная доля состязаться с самим собой: в шорт-листе (вопреки всякой логике) блистают два его рассказа «Почта» («Октябрь», № 2 безумная девица, письма без текстов, сочинение книги о Японии, фарфоровая чашка, переплетчик, исхищающий корреспонденцию из почтовых ящиков; в общем, «гораздо приятнее общаться с великим Инь под великим Янь») и «Мавр» («Дружба народов», № 12; игральные автоматы, братки, врубающие счетчик, профессор логистики, ориентальные пряности, шахматы судьбы и нарды абсурда, мудрость вещих снов и мораль о вреде красивой жизни).
О рассказе Юрия Горюхина «Переходный возраст» («Бельские просторы», № 11) сказать ничего могу: выходящий в Уфе журнал я пропустил. С одной стороны, поощрение провинциалов (особливо печатающихся далеко от Москвы) входит в премиальный канон. С другой, открытая премией Белкина за 2002 год повесть Горюхина «Встречное движение» (печаталась в тех же «Бельских просторах») была и впрямь хороша. С третьей, после нее Горюхин словно исчез, хотя не так устроены сегодняшние журналы, чтобы не схватиться за одаренного автора с периферии. Если «Переходный возраст» вещь достойная, то очень странно, что она не обнаружилась в том же «Знамени». Либо «Новом мире». С четвертой, «Канцелярский клей Августа Мебиуса» (казаковский шорт-лист 2003 года) тоже в Уфе был тиснут Поди, разберись.
«Воробей» Александра Илличевского («Новый мир», № 7) рассказ сильный. И не только из-за страшной темы (голодомор 1933 года); выстроен умно, в интонации нет ни надрыва, ни сентиментальности, персонажи зримы, рассказчик тоже. Но «Воробей» уже отмечен премией журнала, о чем прекрасно знали члены жюри. Премиальное удвоение не в наших нравах. Вводить же сочинение такого уровня «для галочки», по-моему, безвкусно.
Если Абузяров замещает Борхеса, то Денис Осокин разом Платонова, Добычина и кое-кого еще из многоцветных двадцатых. Продвигать его околофольклорные опусы начали года два или три назад (публикации в «Знамени», книга в «НЛО»), что-то любопытное в них грезилось, но при ближайшем рассмотрении стилизаторское разнотравье оказалось тоскливо однообразным. Пишет Осокин без больших букв. но с большими полями текст по центру страницы. строчки выровнены из знаков препинания в чести тире да точки, редкая запятая либо двоеточие проберутся в осокинские истории. из простой жизни сельских колдунов. или сантиментальных чекистов. в «новых ботинках» («Октябрь», № 9) чекисты не наблюдаются. наблюдаются колдуны. «капитон-кугыза дед капитон или дядя старый человек за семьдесят. красный свитер с надорванной горловиной черная шапка черный тулуп». и т. д. пеледыш пайрема. параньга морки. Бамбара-чуфара, она же скорики-йорики.
Закрывает список претендентов Сергей Солоух. Рассказ «Окисление» («Новый мир», № 9) бесспорно ярче, напряженней и изящней всех прочих соискателей «казаковки». Как, впрочем, и вошедшие в тот же триптих «Химия» «Кристаллизация» и «Растворение». Или «Вычитание», «Равенство» и «Умножение», составившие триптих «Математика» («Октябрь», № 8). Или «Свет» (входивший в прошлогодний казаковский шорт-лист»), «Движение» и «Тепло» («Физика» «Октябрь», 2004, № 8). Или любая из более ранних солоуховых «Картинок». От того, что на самом деле все тексты цикла «Естественные науки» (не знаю, будут ли там «Биология», «Астрономия» или что-нибудь еще) хитро сцеплены, а в каждом триптихе есть сквозной сюжет, рассказы эти самоценности не теряют. Хотя, возможно, когда «цикл» достроится, его и надо будет выдвинуть на Букера. Романы у Солоуха не хуже рассказов кстати, первый из них, опубликованный в «Волге» двенадцать лет назад, а написанный того раньше, наконец-то обрел книжную форму: великолепная «Шизгара» вышла во «Времени», не утратив вечной молодости, но потеряв почему-то второе название « , или Незабвенное сибирское приключение». Дадут Солоуху «казаковку», прирастет премиальный сюжет дополнительным приятным смыслом. Не дадут останемся при слогане Мы не такие. Тоже информация. Хуже, чем на последнем Букере, всяко не получится.
Лучшая повесть 2005 года названа не будет. Иван Петрович Белкин берет тайм-аут.
Андрей Немзер
16.12.2005.
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]