[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Как хорошо быть оптимистом
О новом детективном проекте издательства «Захаров»
Шила в мешке не утаишь. Судьба не даст зарыть талант в землю, особенно детективный. Слоган украшает задние обложки двух книг, выпущенных в свет издательством «Захаров» «Костя Касаткин и два его первых дела», «Костя Касаткин и два его новых дела». Легко понять, что публике предложены разом четыре таинственные истории. Того легче догадаться, что перед нами «проект», то есть серия книг со сквозным героем и фиксированной повествовательной манерой, предполагающая энное количество продолжений. (По издательским сведениям, новый касаткинский диптих появится осенью.) И совсем уж просто смекнуть, что сентенция о прорвавшем мешок шиле детективного таланта характеризует не только «сыщика поневоле», но и автора Елену Кассирову, чье покамест нераскрученное имя скромно угнездилось в нижней части обложки.
Сумеет ли издательство «Захаров» эффективно развернуть проект дело темное. Фирма эта, как известно, преуспела в конструировании Бориса Акунина. Она же гулко обломилась с неким Обломовым, склонявшим три года назад старика Хоттабыча на интернетовские нравы. Забава с модернизацией русской классики («Идиот» Федора Михайлова, «Анна Каренина» Льва Николаева, «Отцы и дети» Ивана Сергеева) хоть и отозвалась оживлением литераторской тусовки, но коммерческим событием не стала. (Вот и не дождались мы ни «Истории государства российского» от Николая Михайлова, ни «Военной тайны» от Аркадия Петрова, ни «Мастера и Маргариты» от Михаила Афанасьева ) Конечно, в «Захарове» работают люди энергичные и упорные, но уж больно непредсказуем (мягко выражаясь) наш рынок легкого чтения. Предположим (скрепя сердце и скрипя зубами), что у Александры Марининой, Дарьи Донцовой, Полины Дашковой, Александра Бушкова, Сергея Лукьяненко какой-никакой намек на дарование имеется, но ведь о массе не менее массовых детективщиков, фантастов и фэнтезийщиков (имя им легион) такого ни при какой погоде не скажешь. Ан раскупаются даже те плоды дешевого коллективного рабского труда, злосчастные составители коих, кажется, сознательно исходят из принципа «чем хуже (с сюжетом, характерами, фактурой, не говоря уж о квазирусском языке), тем лучше». Был бы бренд В то же время авторы, тонко работающие на поле масскульта, часто оказываются погребенными в братских могилах книжных развалов. (Прорывы Бориса Акунина, Александра Кабакова, Михаила Успенского или Михаила Веллера выразительные, но трудно объяснимые исключения. Характерно, что Кабаков в последние годы целенаправленно и подчас успешно дрейфует в сторону «серьезной литературы», а Веллер столь же целенаправленно попсовеет, буквально выдавливая из себя последние капли писательских навыков.) Остроумному (и просто умному) Льву Гурскому не помогли ни игровая биография-легенда, ни поддержка доброжелательных профессионалов, ни злобное, но громкое рычание супостатов, ни даже телесериал «Досье детектива Дубровского». То есть помогли, конечно (читают пародийные, но всегда лихо закрученные и живо рассказанные политические триллеры «саратовского американца» не одни умники), но на Олимп сверхтиражей не вынесли. (Кстати уж, сообщу, что новый роман о частном детективе Якове Штерне, на сей раз между делом спасшем от зловещей напасти не одну Москву, но все человечество, уже закончен и, тьфу-тьфу, скоро вступит в битву за читателя.) Что уж говорить об авторах без харизмы например о Вере Белоусовой, чьи изящные, насыщенные интертекстуальной игрой и населенные живыми несхожими людьми романы об обаятельном и добром майоре Мышкине («Второй выстрел», «Жил на свете рыцарь бедный», «Прощаю тебе мою смерть») для типового покупателя лишь очередные книжки в аляповатых обложках? Или о дебютировавшей у «Захарова» Елене Кассировой?
Так вот, в успехе нового «проекта» я не уверен, а в том, что шила (дара) в мешке не утаишь, уверен вполне. Про четыре «дела», в которые всякий раз нежданно-негаданно влетает (или влипает) сравнительно молодой (никак не склонный быть взрослым и никогда не унывающий) журналист Костя Касаткин, нам рассказывают легко, непринужденно и чуть подсмеиваясь надо всем и вся. Над милым всякой женщине и жалеющим всех женщин плейбоем-однолюбом (бывают такие сочетания). Над его неизменной (не имеющей никаких недостатков, кроме головокружительной стервозности) подружкой Катей. Над молодящейся (после удара) вздорной и трогательной бабушкой «сыщика поневоле». Над газетной поденкой и газетными штампами. (Главное и любимое Костино дело ресторанная критика.) Над разношерстной Костиной компанией. Над мифогенным Домом на набережной, где в многокомнатной разваливающейся под гнетом истории квартире обретается наш сыщик обломок советской номенклатуры. Над городским фольклором (маньяки, квартирные мафии, пирожки с кошатиной-собачиной-человечиной). Над стереотипами массового постсоциалистического мышления. Над нашими предрассудками, привычкой брюзжать и любовью к жутким страшилкам и сказкам о чудачествах новых русских.
Обаяние историй Кассировой не в сюжетах (негодяев-«убивцев» распознаешь несколько раньше, чем Костя ссылаюсь на свой опыт, особенно ценный потому, что вообще-то я читатель недогадливый), но в пленительном простодушии героя и усмешливой ласковости автора. Убивают здесь много, но от этого жизнь не становится страшной. И дело не только в том, что перед нами, конечно, «игра в детектив» с явным привкусом добродушного абсурда игровая стратегия (вкупе с постоянным ироничным разоблачением общественных мифов и фобий) основана на здравомыслии и слушайте! слушайте! социальном оптимизме. Не победительно наглом, а естественном. Да, хватает в нашем мире каверз и несуразностей, подлостей и комплексов, обид и глупостей, но жить-то можно. Славные люди есть всюду в престижных хоромах, окраинных хрущобах, муромских лесах. Как и мерзавцы. Коими могут быть потомки «советских господ» и бомжи, ушлые «новорусские» и рафинированные умники. Люди все люди, хотя квартирный вопрос не утратил актуальности. И не надо судить по наружности ни собственных соседей, ни героев Елены Кассировой, ни ее славные сочинения, что при всех огрехах, каковые непременно там выищут, способны повеселить читателя, поднять ему жизненный тонус, а заодно напомнить: делу время потехе час, не было ни гроша, да вдруг алтын, а шила (таланта) в мешке не утаишь. Вне зависимости от успешности «проекта», которому, впрочем, хотелось бы пожелать удачи.
25/07/03
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]