[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
О мухах и людях
Роман Андрея Волоса «Аниматор» начал печататься в последней книжке «Октября» за прошлый год; теперь (№ 1) мы получили окончание. Подобный способ публикации редок и эффектен, ибо должен напомнить о ярком прецеденте так в оны годы «Москва» одаривала публику потаенным романом Булгакова. Действительно ли редакция хотела приравнять «Аниматора» к «Мастеру и Маргарите», вопрос спорный, но амбициозность авторского замысла (замаха) сомнению не подлежит. Роман в равной мере можно назвать фантастическим и публицистическим. Фантастична вынесенная в заглавие профессия героя. Аnima это душа; аниматоры люди с особым даром, способные «проникать» в души умерших и создавать их эквиваленты. Выслушав информацию о свежем покойнике и вглядевшись в труп, они возжигают некое пламя в специальных колбах (аналог урн с прахом). «Анимация» становится важной отраслью похоронного бизнеса люди хотят сохранить «души» близких и платят за то бешеные деньги. К аниматорам выстраиваются очереди, им предлагают взятки, вокруг них клубятся дикие слухи, их способности пытаются использовать спецслужбы, представители коих (впрочем, как и обычная публика) ни черта не понимают в тонком искусстве мучеников-избранников. Фантастика, как водится, торит дорогу сатире и подмигивает высшей мудрости (модные размышления о федоровской «философии общего дела» воскрешении отцов). Все это происходит под аккомпанемент идущей в Чечне (называется она в романе Качарией) «спецоперации» и чуть не ежедневных терактов. Нефть, политико-экономические разводки, поставки оружия боевикам, бездарные игры спецслужб, приводящие к новым трагедиям. Одна из которых памятный всем захват театра (в романе переименованного) боевиками-исламистами оказывается, была следствием просчета охранки. Планировалось, что «прикормленные» и контролируемые бандиты разыграют «спектакль» в другом театре и выдвинут другие нужные спецслужбам для продолжения войны требования, а те ушли из-под носу и учинили настоящий кошмар. В результате которого погибает возлюбленная аниматора, только что родившая ему дочь.
Лучшие эпизоды романа «восточные» (например, история мальчика, становящегося шахидом). И это неудивительно Волос написал «Хуррамабад», действительно мощную книгу о не по слухам ему известной трагедии гражданской войны в Таджикистане. Убедительны, хоть и не блещут новизной, «армейские» (история офицера, продающего взрывчатку террористам). Куда слабее психологические: переживания аниматора так же вялы и предсказуемы, как чувства другого героя Волоса, интеллигентного риелтора из романа «Недвижимость». Сатира, фантастика и «философия» сработаны на ремесленном уровне. Говоря о «философии», я вовсе не имею в виду сущностно важную для писателя и вообще-то бесспорную мысль о том, что зло неизбежно порождает зло. В человечности и благородстве Волоса, страстно указующего на сегодняшние ужасы, чреватые худшими, завтрашними, я ни секунды не сомневаюсь. Смущает результат. Катастрофа «Норд-Оста» чудовищна и без дурацкого заговора спецслужб (кстати, в этом голливудском блоке концы с концами плохо сходятся), а один теракт не менее страшен, чем перманентные взрывы. Любая жизнь бесценна сама по себе, а не при свете мудрствований о бессмертии. Гибель возлюбленной аниматора должна потрясать, а читатель увязает в гаданиях: знак ли это общего безумия или воздаяние герою за сотрудничество с «органами»? (С которыми он толком и не сотрудничал.) Волос хочет сказать «обо всем» о жизни и смерти, войне, государстве, ксенофобии, корысти, любви, родстве, интеллигентских муках, ответственности художника Среди прочего он то и дело поминает злокозненных квазианиматоров, что сами ни черта не умеют, но обсуждают мастеров, организуют и разрушают их репутации, болтают на общие темы. Со смаком выписана сцена, где видного «теоретика от анимации» публично бьет по морде аниматор настоящий. Вестимо, критики у творцов в печенках сидят, но, быть может, если ты решил поведать о путях гибели и спасения человечества, стоит временно отложить вендетту? А то не ровен час, читатель подумает, что война, терроризм и произвол охранки такая же мелочь, как нелады с дочерью и подругой или досада на распоясавшихся зоилов.
В рассказах цикла «Везде люди живут» Александр Хургин с прежним горьковатым юмором работает на внешне новом германском материале. Что понятно: люди-то все наши из бывшего СССР. Повесть недавнего букеровского финалиста Олега Зайончковского «Люда» подтверждает закономерность его успеха. История любви обычной и, как всякая любовь, ни на что не похожей рассказана тактично, с приязнью и непоказным уважением к «стертым» героям, с той внутренней музыкальностью, что просветляет и одухотворяет захолустную «фактуру», знакомую по книге «Сергеев и городок».
Совсем иначе пишет Сергей Игнатов, чья дебютная повесть «Муха» появилась в «Знамени» (№ 1). Одаренность его для меня очевидна. Как очевидно и презрение Игнатова к своим персонажам и их «прообразам». «Весной, когда ночами еще холодно, а днем под солнцем с плотоядным чавканьем разрываются толстые тополиные почки, каждый год, в один и тот же день, очень рано утром в детской песочнице, зажатой между двумя старыми пятиэтажками, происходит одно и то же: рыхлая, полная и на редкость неприятная женщина избивает мужчину. Он пьян, небрит и, кажется, плачет о чем-то своем. К женщине он абсолютно индифферентен. Лениво закрываясь от ударов, он воспринимает ее как явление природы, без эмоций » Когда-то эта женщина Муха сумела окрутить этого мужчину Стручка и с тех пор кончилась его жизнь. Однажды он попытался вырваться из тенет полюбил другую, но Муха своего не упустила. Прокисшая обыденность владеет Стручком весь год кроме единственной колдовской ночи, когда малахольного мужика неведомая сила влечет под окна его гикнувшейся любви. Чара так же безнадежна, как повседневность. Властвующая Муха так же несчастна, как рабствующий и раз в году воспаряющий Стручок. Поняты люди? Еще бы: все мотивировки, хоть социальные, хоть бытовые, хоть физиологические прописаны с надлежащим тщанием. Сочувствует автор персонажам? Да как тут не посочувствовать маются да тоскуют. Предполагает ли он, что судьбы Мухи и Стручка могли бы сложиться иначе? Допускает ли, что в их киселеобразном, пропахшем вчерашними щами и замоченными носками бытии есть хоть что-то живое? Верит ли он, что у Стручка действительно была любовь (а не только движение от Мухи)? По-моему, нет. Это и называется презрением. А оно не исключает ни стилевого блеска, ни снисходительной жалости к персонажам. Тут-то и вспоминаешь «Люду» Зайончковского повесть о любви.
Вторая порция «Рассказов на ночь» Александра Кабакова смотрится не хуже первой, что появилась в сентябрьском «Знамени» за прошлый год и отозвалась едва ли не всеобщим одобрением. Теперь на новорусский лад перелагаются сказки о царевне-лягушке, неразменном пятаке и ковре-самолете. Возникают по краям историй и прошлогодние знакомцы, вроде Агасфера и строителя Вавилонской башни. Контуры целого, однако, пока отчетливее не стали тем любопытнее будет прочесть полную книжную версию «Рассказов на ночь», что готовится «Вагриусом».
Фанатам Евгения Гришковца предложен рассказ «Спокойствие», а поклонникам много лет молчавшего Александра Еременко подборка «Новые стихи». Продолжает журнал и публикации из наследия Бориса Рыжего (стихи сопровождены переводом предисловия Кейса Верхейла к русско-голландскому сборнику ушедшего поэта). Стоят внимания статьи Николая Работнова «На руинах тайн мироздания» (о положении дел в науке и паранауках), Натальи Ивановой «Литературная резервация: рубль за вход, два за выход» и дискуссия «Филология: кризис идей?».
Наряду с повестью Зайончковского, самым сильным литературным впечатлением января пока для меня стала «воспоминательная повесть» Инны Лиснянской «Отдельный». Речь в ней идет об Арсении Тарковском, к стихам которого я в отличие от Лиснянской вполне равнодушен. Может быть, именно потому так ощутимы трагизм героя и мудрая человечность рассказчицы.
Андрей Немзер
25.01.2005.
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]