[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Отложенный праздник
К 225-летию Василия Андреевича Жуковского
Встречая полукруглую годовщину Жуковского, мы с полным правом можем сказать: великий поэт, которому национальная словесность обязана как мало кому (именно Жуковский, по сути, радикально изменил статус русской литературы Пушкин лишь продолжил начатое «побежденным учителем»), остается поэтом «второстепенным», задвинутым в архив, никому, кроме немногих историков литературы и избранных стихолюбов, не нужным. Полноценного издания сочинений Жуковского (простой суммы им написанного!) у нас до сих пор нет. Подвижнический труд кафедры русской литературы Томского университета, сотрудники которой не оставляя изнурительной педагогической работы и фактически «на общественных началах»! принялись много лет назад готовить Полное собрание сочинений и писем, остается личной проблемой энтузиастов, то есть смотрится едва ли не комической блажью. Разумеется, прямо так никто не заявляет, но и молчание бывает весьма красноречивым.
Получив два тома лирических стихотворений (19992000) и два тома дневников (2004; их текстологическая подготовка и комментирование особенно трудоемки), культурное сообщество практически никак на эти огромной важности культурные события не отреагировало (отклики можно по пальцам счесть). Последовавшая затем пауза (уже почти четырехлетняя) вопросов и недоумений не вызвала, хотя вести о новых томах, уже сделанных (составленных, сверенных, снабженных статьями и комментариями), но лишенных возможности обрести книжную плоть, досягали публики. В последний раз на исходе прошлого года, когда в Томске появился сборник ученых статей «Жуковский и время», которым коллеги почтили другого юбиляра профессора Фаину Зиновьевну Канунову. В открывающем книгу интервью создательница томской исследовательской школы вновь сообщила, что ныне «подготовлено к печати еще четыре тома (баллады, эпические произведения и сказки, драматургия, эстетика и критика)». Может, мы хоть что-то из сделанного и увидим (по традиции юбилей должен бы стимулировать хоть чью-то щедрость). А может, будем терпеливо ждать более солидной даты до двухсотпятидесятилетия Жуковского осталось всего-то двадцать пять лет.
Тем временем вновь цитирую интервью Ф. З. Кануновой «ведется напряженная работа над четырьмя томами прозы Жуковского, шестью томами эпистолярия». Ведется. Но не для того ли, чтобы тяжеленные папки годами томились в кафедральной подсобке и домашних архивах подвижников? Сопутствующие работе над Собранием монографии томских исследователей (той же Ф. З. Кануновой, О. Б. Лебедевой, Н. Б. Реморовой, И. А. Айзиковой) и коллективные «ученые» сборники издаются как и вся филологическая литература мизерными тиражами и попадают лишь в крупнейшие библиотеки страны, минуя даже столичные книжные лавки для интеллектуалов. Ровно так же обстоит дело с исследованиями, появляющимися на другом конце бывшей империи в Тарту (городе, который во времена Жуковского звался Дерптом и занимал важное место в его жизни). Там в новом веке под руководством профессора Л. Н. Киселевой были защищены две незаурядные диссертации «Творческая стратегия и поэтика Жуковского (1800 первая половина 1820-х годов)» Татьяны Фрайман (Степанищевой) и «Жуковский историк и идеолог николаевского царствования» Тимура Гузаирова. В Эстонии диссертации получают книжное обличье, но от того не сильно приближаются к российскому читателю. Как и сборники тартуской кафедры истории литературы (которую и сейчас с полным правом можно называть кафедрой Лотмана), в которых увидели свет яркие статьи Л. Н. Киселевой и ее учеников, адресованные (и потребные) не одним лишь «узким специалистам» по Жуковскому.
В том и дело, что изучение наследия Жуковского (в первую очередь его поэзии, отнюдь не исчерпывающе проинтерпретированной классиками филологической отечественной мысли, но также и эссеистики, публицистики, духовной прозы), его исторических, политических и религиозных воззрений, его педагогического опыта (воспитание будущего государя-Освободителя), наконец, его жизненной стратегии и отношений с властью, оппозицией, старшими и младшими собратьями по словесности имеет далеко не только академический смысл. Выявление истинного лица Жуковского и масштабов его жизненного дела существенно меняет общую картину нашей истории (можно сказать духовной, можно общественно-политической). За последние десятилетия проделана огромная работа и потому так обидно (оскорбительно), что лишь малая ее часть хотя бы предложена обществу. Кроме четырех томов ПСС здесь, увы, можно назвать лишь две изданные в Москве (а потому более-менее доступные) в 2006 году книги: подводящий итоги многолетней работы том Александра Янушкевича (главного редактора ПСС, лидера «томской школы») «В мире Жуковского» и новаторскую (редкостно увлекательную) монографию Ильи Виницкого «Дом толкователя. Поэтическая семантика и историческое воображение В. А. Жуковского». Прибавим к ним статьи (либо разделы книг, посвященных иным проблемам) еще нескольких приметных (завоевавших внимание гуманитарного сообщества) исследователей (Екатерина Лямина, Наталья Самовер, Андрей Зорин, Олег Проскурин) и все равно ощущение вины перед поэтом останется в силе. Все не так, как могло (должно было) быть
Остается привычное утешение: читать Жуковского.
Белорумяна/ Всходит заря/ И разгоняет/ Блеском своим/ Мрачную тьму/ Черныя нощи < > Жизнь, мой друг, бездна/ Слез и страданий / Счастлив стократ/ Тот, кто, достигнув/ Мирного брега,/ Вечным сном спит. Это первое из дошедших до нас его стихотворений «Майское утро» (1797) пятнадцатилетнего поэта. А вот строки последнего, написанного в марте 1852, меньше чем за месяц до кончины: Розы цветущие, розы душистые, как вы прекрасно/ В пестрый венок сплетены милой рукой для меня!/ Светлое, чистое девственной кисти созданье, глубокий/ Смысл заключается здесь в легких, воздушных чертах < > Образ великий, для нас бытия выражающий тайну;/ Все, что пленяет, как цвет, все, что пронзает, как терн,/ Радость и скорбь на земле знаменует одно: их в единый/ Свежий сплетает венок Промысел тайной рукой./ Розы прекрасные! в этом венке очарованном здесь вы/ Будете свежи всегда: нет увяданья для вас;/ Будете вечно душисты; здесь памятью сердца о милой/ Вас здесь собравшей руке будет ваш жив аромат.
Андрей Немзер
08/02/08