[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Неугомонные думы
Двести лет назад родился Алексей Хомяков
Большинство современников, вспоминая Алексея Степановича Хомякова, рисуют отца-основателя славянофильства человеком ярким, энергичным и на удивление многосторонним. Вослед мемуаристам движутся исследователи: редкая статья о Хомякове обходится без указаний на широту его интересов (Хомяков недурно хозяйствовал, был отличным наездником и охотником, изобретал машины и усовершенствовал ружья, лечил крестьян, не говоря уж о главных сферах приложения его сил истории, публицистике, философии, богословии, поэзии) и человеческое обаяние, сквозящее в тех блестящих салонных диспутах, где бретер диалектики не знал себе равных. Хомяков как «эстетический феномен» вызывал восхищение не только у достойных идейных противников (высоко ценивших его интеллектуальную честность и личное человеческое благородство), но даже у казенных советских гуманитариев, не способных (да и не желающих) сколько-нибудь адекватно осмыслить мысль и судьбу рыцаря веры. Привлекательный антураж застил глаза не им одним слишком уж колоритен и импозантен был наш «тысячеискусник». Потому, наверно, анекдоты (обычно достоверные, но, прежде всего, эстетически выразительные, броские) о бороде и мурмолке, изобретении не слишком удачной машины, пламенной любви к Англии (ибо англичане это «угличане»), острых словечках и дружеских розыгрышах так легко сочетаются с ехидными укоризнами. В стихах многовато внешнего блеска, риторики и идейной «заданности» (в последнем сознавался сам Хомяков), публицистика насквозь тенденциозна, в суждениях о современном искусстве не хватает широты и вкуса (действительно, хомяковские печали об отсутствии «русской художественной школы» это после Пушкина! кажутся зашоренным доктринерством), в исторических построениях фантастическая (увы, во всех смыслах) эрудиция подчиняется концептуальной монотонии
Все так. Обидное словцо «дилетант» приклеилось к Хомякову не только по проискам недоброжелателей. Капитальный труд, на титульном листе рукописи которого автор поставил загадочное «И. и. и. и.» (предполагаемое прочтение «Исследование истины исторических идей»), остался незавершенным, кажется, не только из-за неожиданной смерти сочинителя в 1860 году. Некогда Гоголь, заглянув в хомяковскую тетрадку, наткнулся там на «пышное» имя древней царицы и пошутил: «Алексей Степанович Семирамиду пишет». Шутка сработала: «И. и. и. и.» оказалось-таки «Семирамидой», какой-то грандиозной мифологической экзотикой с привкусом небывальщины как связанные с именем царицы древние сады, что почитались одним из семи чудес света. О русской истории Хомяков при его-то светлой одержимости судьбой Отечества написал совсем немного (даже если в ряд с поздними историческими очерками поставить две писанных в молодости стихотворные трагедии). Признавая, что со славянофилов начался «перелом русской мысли» (Герцен) и что без Хомякова история нашего национального самосознания непредставима, трудно все же читать его публицистические статьи иначе как «исторические памятники». (Статья «О старом и новом», с которой и началось то движение, что было не вполне удачно окрещено «славянофильством», равно как и «Мнение иностранцев о России», «Мнение русских об иностранцах», «О возможности русской художественной школы», «Об общественном воспитании в России» и т. п. это, конечно, публицистика, вовсе не требующая «облагораживающего» определения «религиозно-философская.) Стихи Что ж, стихи Хомяков писал разные, но прежде надобно сказать о другом. О том, что сохранило безусловную ценность, как представляется, потому что шло из самого сердца нашего юбиляра.
Хомяков был незаурядным богословом. Иные из его адептов говорили «великим». И приравнивали завсегдатая московских салонов, остроумного спорщика, готового ради торжества в интеллектуальном сражении всяко играть словами, а то и измысливать «исторические факты», блестящего говоруна и благодушного семьянина к отцам церкви. Оценка всегда спорна (для человека, вовсе чуждого религиозным чувствам и поискам, никаких «великих богословов» быть не может по определению), но в этих «партийных» суждениях есть свой резон. В полемических богословских брошюрах Хомякова (писанных по-французски, «для Европы» и трудно пробивавших дорогу к читателю-соотечественнику) ощущается не только интеллектуальная энергия, блеск эрудиции и безусловное риторическое мастерство (давно подмечено, что, дискутируя с католиками, Хомяков великолепно использовал аргументацию протестантских богословов; и наоборот), но и глубина выстраданной веры. Хомяков действительно ощущал свободу и единство Церкви как данность. И знал, что «договариваться» после интеллектуальных турниров, демонстрирующих «правоту» одной из сторон или по душевной взаимной благорасположенности искателей истины невозможно. Высоко ценя разум (отсюда устойчивое восхищение «чужим» величием Гегеля), Хомяков был человеком верующим. И был им до того, как изобрел славянофильскую доктрину. Разумеется, для Хомякова сопряженную с православием, но не подменяющую собственно веру.
Критики славянофильства не раз указывали на германские истоки этой историософской доктрины. Они совершенны правы. Но как Хомяков был православным до своих богословских опытов, так и отчизнолюбцем, естественно включенным в национальное целое, воспринимающим историческую судьбу России как свое личное дело, он был до славянофильства (учения не слишком самобытного и много чем чреватого). Внешне мысль Хомякова могла облекаться в самые разные доспехи. Недаром иные не слишком прозорливые наблюдатели предполагали за диалектическим фехтованием Хомякова страсть к спору как таковому, за его наглядным великолепием внутреннюю пустоту. Они ошибались вела Хомякова истинная страсть. А о соблазнах внешней победительности этот «игровой» жизнетворец думал весьма серьезно. И ты когда на битву с ложью/ Восстанет правда дум святых / Не налагай на правду Божью/ Гнилую тягость лат земных./ Доспех Саула ей окова,/ Саула тягостен шелом:/ Ее оружье Божье слово,/ А Божье слово Божий гром!
Стихи эти продиктованы конкретным поводом официальным утеснением старообрядцев. Но речь здесь идет о большем о неразрывности правды и свободы. И это любимая и личная, неотделимая от чувства, мысль Хомякова (хотя совсем не трудно назвать литературные образцы, на которые поэт ориентируется). Такие мысли-чувства диктуют и другие его лучшие стихи. О необходимости русского покаяния. О мнимой мудрости, не замечающей Божества. О грядущих катастрофах и испытаниях, за которыми должно последовать преображение мира и человека. И о мученичестве мысли, знакомом поэту отнюдь не понаслышке.
Жаль мне вас, людей бессонных!/ Целый мир кругом храпит,/ А от дум неугомонных/ Ваш тревожный ум не спит:/ Бродит, ищет, речь заводит/ С тем, с другим все проку нет!/ Тот глазами чуть поводит,/ Тот сквозь сон кивнет в ответ./ Вот, оставив братьев спящих,/ Вы ведете в тьме ночной,/ Не смыкая вежд горящих,/ Думу долгую с собой./ И надумались, и снова /Мысли бурные кипят:/ Будите того, другого, / Все кивают и молчат!/ Вы волнуетесь, горите,/ В сердце горечь, в слухе звон,/ А кругом-то, поглядите,/ Как отраден мирный сон!/ Жаль мне вас, людей бессонных:/ Уж не лучше ли заснуть/ И от дум неугомонных,/ Хоть на время отдохнуть?
Избавиться от неугомонных дум Хомяков, кажется, не мог никогда.
13/05/04
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]