[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Легитимизация мэтров
Подведены итоги литературного года
Академия русской современной словесности (АРСС) объявила о своих предпочтениях новыми лауреатами премии имени Аполлона Григорьева стали Александр Кабаков (роман «Все поправимо» М.: «Вагриус»), Анатолий Королев («Быть Босхом. Роман с биографией» «Знамя», № 2) и Лев Лосев («Как я сказал. Шестая книга стихотворений» СПб.: «Пушкинский фонд»). Жюри во главе с Леонидом Бахновым (Александр Архангельский, Андрей Зорин, Лазарь Лазарев, Михаил Эпштейн) работало со списком из 22 позиций, куда входили четырнадцать романов и повестей, два цикла рассказов, пять поэтических сборников (один из них существует пока в виде трех журнальных публикаций) и одна книга эссеистики. Премия вручается в восьмой раз, но эта некруглая дата имеет для АРСС особое значение: каждый год жюри выявлялось жребием, исполнившие судейскую миссию критики-эксперты из дальнейших жеребьевок исключались, вынесшая 25 января свой вердикт пятерка судей стала последней теперь все члены АРСС прошли сквозь это прихотливое испытание. Как сложится дальнейшая судьба премии, пока не знает никто финиш может оказаться промежуточным, а может и окончательным, но, в любом случае, символическая значимость решения жюри несколько выше, чем в прошлые годы.
Помня, что идеальных решений не бывает, должно признать: судьи сделали свое дело корректно, учитывая не только свои предпочтения, но и те «веяния», что ощутимы сейчас в литераторском сообществе. Все три лауреата писатели достойные, а их премированные работы никак не назовешь проходными или случайными. Выбор жюри должен обрадовать и многих (конечно, не всех) членов АРСС, и иных ценителей словесности. Не думаю, что он может вызвать резкое отторжение у кого-либо из здравомыслящих литераторов и читателей. Компромисс выстроен умно и достойно. Дальше начинаются неизбежные «но».
Романы Кабакова и Королева номинировались на премию «Букер Открытая Россия», но в ее шорт-лист не вошли, хотя, судя по слухам, были к тому близки. Похоже, эта неудача способствовала их успеху на «аполлонгригорьевском» ристалище. Равно как неуспеху на этом поприще букеровских финалистов как Алексея Слаповского, чей роман «Качество жизни» был на «григорьевку» выдвинут, так и Анатолия Курчаткина («Солнце сияло») и Олега Зайончковского («Сергеев и городок»), о которых члены АРСС словно забыли. Возможно, сочтя их «уже награжденными». Вообще «забывчивость» номинаторов в который раз усложняет работу жюри и ослабляет эффект выбора. В этот раз, кроме упомянутых работ Зайончковского и Курчаткина, за кадром остались книги стихов Владимира Салимона («Опрокинутое небо») и Александра Тимофеевского («Сто восьмистиший и наивный Гамлет»), повести Евгения Шкловского («Лапландия») и Александра Хургина («Сухой фонтан»), «Участок» Слаповского, рассказы Бориса Екимова, Бориса Иванова и Сергея Солоуха, заслуженно вошедшие в шорт-лист «казаковки» Между тем, вручаемой за шедевр года «григорьевке», казалось бы, на роду написано пересекаться с премиями «жанровыми». Но нет. Члены АРСС предпочитают «компенсационные» выдвижения. Или игру «мы ищем таланты». Или лоббистские ходы. Не называю имен (писатели не должны страдать из-за медвежьего усердия своих доброхотов), но, по крайней мере, семь кандидатов не имели и тени шанса на победу. (Написав сперва «на мой взгляд», снимаю мнимую оговорку. В том-то и дело, что не только на «мой» иные номинаторы сами не верят в успех своих протеже и решают при выдвижении совсем другие задачи.) Как не имели их и еще два соискателя удостоенные ранее «аполлонгригорьевских» лавров Леонид Зорин (ныне номинировалась «Сансара») и Виктор Пелевин (со «Священной книгой оборотня»). Да, устав допускает повторное награждение, но есть ведь еще и здравый смысл, подсказывающий: на такой короткой дистанции, как восемь лет, вряд ли кто-то на такой шаг решится.
Таким образом, жюри было вынуждено искать фаворитов в резко зауженном кругу. И тут свою роль сыграли и литературные судьбы лидеров, и место премированных опусов в контексте творчества их создателей. Все трое писатели зрелые, уважаемые, но, так сказать, «проблемные». Печатаются, похвалы (и хулы) слышат, в обоймы входят Мэтры, бесспорно, мэтры но словно бы не до конца. Так с Кабаковым, что сложно выруливал из амплуа поставщика «крутых, но интеллигентных» боевиков. Так с Королевым, долго старавшимся соединить интеллектуализм альбомно-энциклопедического толка с махровой попсой. Они, наконец, прорвались к своим заветным книгам. «Быть Босхом» лучшая работа Королева, хотя мне ее «биографическая» составляющая (история армейских мытарств автора) кажется куда более яркой, чем вычурные фантазии на темы старинного художника-визионера. «Все поправимо» полноценный роман (не без небрежностей в финальной части, где вымысел и философствования теснят точное и умное бытописание), закономерность успеха которого Кабаков подтвердил следующей работой «Рассказами на ночь». Их первая порция тоже номинировалась на «григорьевку»; жюри предпочло роман, разумно полагая цикл «новорусских сказок» вещью пока не законченной. Но не учитывать этот цикл вовсе судьи, конечно, не могли.
Несколько иначе обстоит дело с Лосевым. Он-то большим поэтом стал с первых стихов (середина 1970-х), хотя сам, кажется, в это не сразу поверил. Его сострадательная ирония, его включенность в большую и не слишком уютную поэтическую традицию, его умение извлекать гармонию из хаоса, его колючая нежность, его комплекс «последнего поэта» (с отчетливым ударением на существительном, а не на прилагательном!) год за годом вершили настоящее чудо. И, конечно, русская поэзия рубежа тысячелетий без Лосева непредставима. Он давным-давно выше любых премий (наверно, какие-то и получал). И если мне кажется, что в пятой (Sisyphus redus, 2000) и ныне премированной шестой книгах сказываются усталость и инерционность, а ударение в «боратынской» формуле печально смещается на прилагательное, то, во-первых, я лишь обрадуюсь, коли буду оспорен, а, во-вторых, обаяние (человеческая красота и рыцарская верность языкотворству) и такого Лосева сомнению никак не подлежит.
Да, выбор жюри восьмой «григорьевки» подсвечен контекстом. Кабаков и Королев премированы и за то, что превзошли себя. Лосев и за то, что стихи из «Воздушного десанта», «Тайного советника», «Новых сведений о Карле и Кларе», «Послесловия» растворились в воздухе русской словесности, от чего всем ее детям, пасынкам и домочадцам стало легче дышать. Но «и за» не означает «только». «Все поправимо», «Быть Босхом» и «Как я сказал» книги живые, страстные и в лучшем смысле слова сегодняшние. Вдумчиво их читая, можно понять, что такое русское слово и русская мысль в середине первого десятилетия XXI века. Кто из трех лауреатов станет «первым среди равных», жюри сообщит на Масленицу. Рассчитывать шансы совершенно не хочется оскорбительной для судей, АРСС и литературы ошибки в любом случае не будет. При всех «но».
Высоко оценивая решение жюри, искренне поздравляя трех лауреатов и признавая достоинства нескольких иных соискателей (как «реальных», так и «потенциальных»), хочу, однако, злоупотребить служебным положением. То есть сделать гласным имя моего кандидата. Как в минувшем декабре (когда шло выдвижение) считал, так и сегодня уверен: премию Аполлона Григорьева должна была получить Майя Кучерская за «Современный патерик». С кем в компании? Не знаю. Тем более, что сегодняшний результат мне во многом импонирует. Огорчен ли я «неудачей» Кучерской? Нет. Потому что «Современный патерик» и без премии остается чудесной книгой доброй, крепящей дух, веселой, удивительно красивой и в деталях, и в выверенном целом. Не знаю, ждут ли в будущем Кучерскую какие-нибудь премию знаю, что не я один жду ее новых работ. Уверен, что дождемся. И порадуемся.
Андрей Немзер
27.01.2005.
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]