Благолепие

Присуждены Государственные премии в области литературы и искусства

Государственные премии - дело тонкое. Тут важно, с одной стороны, соблюсти баланс (опытные - молодые, традиционалисты - новаторы), а с другой - создать картину "культурного расцвета". Мол, помни, народ, каким богатством владеешь.

Мы и помним. И воспринимаем год за годом аккуратные списки как должное. Разве не крупные музыканты Наталия Гутман и Юрий Башмет? Разве худо танцуют Диана Вишнева и Николай Цискаридзе? Разве не достойны наград график Олег Кудряшов ("Динамические композиции") и живописец Игорь Обросов ("Прощание с деревней")? Разве не профессионалы дирижер Александр Дмитриев, плакатист Андрей Логвин, джазист Георгий Гаранян? Разве не любит публика Марину Неелову, Елену Яковлеву, Сергея Маковецкого и Игоря Ясуловича? Так любит, что четверо артистов награждены не за конкретные работы, а "вообще" - "за исполнение ролей классического и современного репертуара". То есть пришло для них время лавров.

С конкретными работами сложнее. К примеру, фильм Валерия Огородникова "Барак" (награждена съемочная группа) и спектакль БДТ "Аркадия" (тоже коллективная награда) вызывали у критиков противоречивые оценки. Но надо же поощрять "молодой" проблемный кинематограф и корифеев сцены - вот и приспели "государыни".

Верим, что и коллектив архитекторов, работавших в Нижнем Новгороде, и группа создателей дизайн-системы "КАМАЗ-мастер", и кинодокументалисты режиссер Владимир Эйснер и сценарист Евгений Корзун свое дело знают. И сбережение наследия Мейерхольда - дело важное (награждены режиссер Валерий Фокин, музейщица Мария Валентей и театровед Олег Фельдман). А уж в достоинствах аттракциона Николая Павленко "Суматранские тигры" кто усомнится?

Все путем. За бортом остались только поэты. Так, во-первых, для них есть Пушкинская премия (ее снискал Александр Кушнер), а во-вторых, прозаиков аж двоих удостоили: Владимира Войновича за "Монументальную пропаганду" (знайте, что наша власть не боится острой сатиры!) и Андрей Волос - за "Хуррамабад". Да еще и в сфере "просветительства" премирован пушкинист Валентин Непомнящий. Не спрашивайте только, лучше ли пишут Войнович, Кушнер, Непомнящий, чем четверть века назад. (И лучше ли фотографирует лауреат Юрий Рост.) Не вспоминайте о том, что неровный сборник рассказов Волоса уже был поднят на котурны "Антибукера". Так ведь "молодой", и тема важная (Таджикистан после краха СССР). Не говорите о стоящих в очереди. Не пробуйте сосчитать, сколько в нынешнем списке дважды и трижды лауреатов. И тогда вас настигнет полнейшее благолепие.

08/06/2001