[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Неколебимое великолепие брендов
Впервые вручаемые по новым правилам (о них см. «Время новостей» от 22 июня 2004), Государственные премии по литературе и искусству за 2004 обрели законных владельцев. Премий по пять миллионов рублей, как и было обещано, три. Две из них достались прекрасным дамам поэту Белле Ахмадулиной и певице Анне Нетребко, третью разделили соавторы, архитекторы-реставраторы Нинель Кузьмина и Леонид Красноречьев.
Никаких сомнений сами по себе имена новых лауреатов не вызывают. Белла Ахмадулина, награжденная за «продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии», действительно, давно почитается живым классиком. Свидетельством чему были Государственная премия (еще СССР; 1989) и премия Президента РФ (1998), не говоря о наградах «негосударственных» «Триумфе» и Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (обе 1994). Публикуется Ахмадулина не то, чтобы сверхинтенсивно, но постоянно (см. ее подборку «Посвящения» в январском «Знамени» 2004 года), резких сломов или прорывов в поэтическом стиле не наблюдается, но именно за неизменную плавную лебединую стать ее стихи и любят многочисленные ценители изящной словесности.
Взращенная Мариинским театром и маэстро Валерием Гергиевым, Анна Нетребко удостоена награды за «талантливое воплощение на оперной сцене образов русской и мировой классики, прославляющее великие традиции отечественной вокальной школы». Нетребко считается одной из самых интригующих и актуальных мировых оперных звезд нового поколения. Она работает на многих престижных сценах от La Scala до «Метрополитен-опера» с самыми впечатляющими партнерами. Являясь эффектным послом нашей культуры на Западе (безупречное мастерство, высокий стиль и демократический имидж трогательной красавицы и всеобщей любимицы), певица не устает радовать и соотечественников. Достаточно напомнить, что ее неповторимый голос звучал на последнем Пасхальном фестивале, немало оживляя это тяжеловатое мероприятие, и что на питерском фестивале «Звезды белых ночей» ей предстоит исполнить партию Джильды в новой конечно же, гергиевской версии «Риголетто».
Нинель Кузьмина и Леонид Красноречьев (лауреат Государственной премии РФ, 1996) отмечены за «выдающийся вклад в сохранение мирового культурного наследия, в частности, за возрождение уникального памятника отечественной архитектуры XIV века церкви Успения на Волотовом поле под Великим Новгородом» (церковь была разрушена в пору Великой Отечественной войны).
В мотивировках трех награждений видны сходные принципы: приверженность традициям, профессиональное мастерство, «конвертируемость». (Поэзия Ахмадулиной известна на Западе, конечно, меньше, чем вокал Нетребко или отреставрированный памятник «мирового культурного наследия», но тоже давно и прочно.) «Женский» акцент придает новорожденным премиям толику «незапланированной» элегантности. Охвачены все основные художественные сферы словесность, театрально-музыкальные искусства (опера здесь «отвечает» и за драму, балет, концертные программы), искусства «пространственные» (архитекторы-реставраторы представительствуют за живопись, графику, дизайн). Знаково обойден только «проблемный» кинематограф. Что, надо полагать, будет поправлено через год при трех премиях ротация видов искусства столь же неизбежна, как «брендовость» лауреатов. Что ж, закономерно прославленных, широко известных в стране и мире, неоднократно награжденных «другими» (включая «старо-государственные») премиями актеров, музыкантов, художников, писателей, кинематографистов, укротителей и прочих мастеров искусств у нас предостаточно. А поддержки художников, занятых независимо от возраста и статуса поисками нового слова, от дореформенной Государыни никто не видел и от реформированной не ждал.
7.06.2005.
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]