[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Достойнейший заместитель
Еще раз о Горьком
Отмечая годовщину смерти Горького (см. «Московские новости» от 17 июня), я оставил на потом вопрос: почему автор пьесы «На дне», повестей «Лето», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Детство», рассказа «Карамора», воспоминаний о Толстом долгое время казался большим писателем. Имею в виду не тех, кто при советской власти ходил в горьковедах (хлебное было дело!), а теперь переключился на Набокова или Солженицына, а людей порядочных, умных и любящих словесность. Таких, как мой давний и добрый друг, литератор с отчетливо необщим выраженьем лица, что откликнулся на заметку обескураживающей репликой: Да читал ли ты Горького? Читал. И потому поименовал сейчас Алексея Максимовича автором тех сочинений, которыми козыряют его защитники. А не певцом соколов с буревестниками и шагающих вперед и выше человеков. (Укажите мне большого писателя, что позволял бы себе такую безвкусицу. Мы выводим дебютных «Ганц Кюхальгартен» и «Мечты и звуки» из «корпусов» Гоголя и Некрасова, а они живее «Старухи Изергиль». Которой до сих пор кое-где пичкают детей, прививая им отвращение к литературе.)
И автором романа (по-горьковски повести) «Мать» я А. М. тоже не назвал. На книге клеймо ленинской похвалы (кстати, оговорочной) и долгих лет советской принудиловки. Меж тем «Мать» не менее горьковская вещь, чем пьеса «На дне», незапачканная вождем мирового пролетариата. (О нем Горький написал не менее «колоритно», чем о Толстом. Предмет подкачал.) Это хорошо понимали в пору моего отрочества (излет 60-х), когда в двух самых смелых московских театрах шли прекрасные спектакли: в «Современнике» «На дне», на Таганке «Мать». Я не глумлюсь над теми постановками и восторгавшейся ими публикой. И не принижаю «На дне». Я защищаю «Мать». В которой тьма-тьмущая богоискательства (оно же богостроительство), «неразрешимых проблем», полемики с классикой, символики и прочих серебряновечных пряностей-прелестей. От того, что большевики сочли когда-то «Мать» самым нужным для них опусом Горького (а потом приравняли к ней привеченную уверен, что издевательски Сталиным графоманщину «Девушка и смерть»), повесть о пролетарской богородице хуже не стала. И недалеко ушла от ночлежной мистерии о неразличимости правды и лжи.
То же скрещение заемной книжной «мудрости» с дремучим физиологизмом. Та же «ницшеанская» двусмыслица. (В «На дне» монолог Сатина о человеке, который звучит гордо, может читаться и как символ веры, и как брех пьяного шулера. В «Матери» Павел Власов то громыхает сверхчеловеческой железностью, то теплеет-мягчает, а читатель должен смекать: как же превосходит земное разумение этот «пролетарский христос» очередной мелкий «предварительный» антихрист.) Та же установка на красивую фразу. Морями крови не угасишь правды! Испортил песню, дурак! (Извините, цитирую по памяти.) Не надо от «Матери» отрекаться. Повесть эта (вкупе как с «лучшими», так и с совсем уж скуловоротными твореньями Горького) той же стати и того же качества, что большая часть канонизированной русской прозы рубежа XIXXX веков. Эротика и мудрствования, «неразрешимые» парадоксы и тяга к насилию, изысканные красивости и кричащая безвкусица, истонченный индивидуализм и соблазн спасительного (губительного) народного «целого», политика под соусом вечности и экстатическое выкликание новых времен. И не важно, кто в силу разных обстоятельств проходил по «декадентскому» ведомству, а кто числился в «реалистах».
«Декадентов» при советской власти не любили аж до перестройки приходилось хитроумно перетаскивать давно ушедших писателей в «наш» реалистический лагерь. Естественно, «декаденты» и их эпоха вызывали острый интерес. Горький, дозволенный коли не полностью, так «в основном» (прятать ошибки основоположника как-то неловко кроме, понятное дело, антиленинских «Несвоевременных мыслей»), заменял пытливой публике весь «серебряный век». Ныне разрешенный. И оказавшийся на уровне Горького. Говорю, конечно, лишь о прозе. Исключения (увы, тоже не без мет пошлости) по пальцам перечтешь: «Мелкий бес» Сологуба, «Пруд» Ремизова, «Петербург» Белого… А «Суламифь» (и «Яма»), «Рассказ о семи повешенных», «Огненный ангел», «Деревня», «Крылья» и прочие «Тридцать три урода», по мне, стоят «Матери». Виноват, «Жизни Матвея Кожемякина».
Андрей Немзер
01/07/11