[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Поминают поименитей
К девяностолетию Александра Галича
В те уже баснословные (бессовестно и бездарно, но вполне эффективно оболганные) года, когда имя Галича превращалось из злокозненной контрабанды в общественную собственность, редкий разговор о его поэзии и судьбе обходился без цитат из «Когда я вернусь » и «Песни об отчем доме» разумеется, с приличествующими печально-просветленными комментариями. Вот, дескать, все сбылось хоть после безвременной смерти, но пришел. Сдержал слово. Да иначе и быть не могло
Сейчас вспоминаются другие предсказания поэта. Например, то, что было почти легальным фильм «Бегущая по волнам» после вынужденного отъезда Галича на Запад не запретили, песенку из него не вырезали, только титры подчистили. Всë наладится, образуется, / Так что незачем зря тревожиться. / Все безумные образумятся, / Все итоги непременно подытожатся. // Были гром и град, были бедствия, / Будет тишь да гладь, благоденствие, / Ах, благоденствие. То самое, с которым засыпаешь и просыпаешься: Сгнило в вошебойке платье узника, / Всем печалям подведен итог, / А над Бабьим Яром смех и музыка / Так что все в порядке, спи, сынок . Тогда слышалось (ох, недоглядели «дорогие органы»), а сейчас, пожалуй, еще отчетливее. Как и «Старательский вальсок»: Где теперь крикуны и печальники? / Отшумели и сгинули смолоду / А молчальники вышли в начальники, / Потому что молчание золото. Только сегодня без продолжения, без «категоричного» Люди мне простят от равнодушия, / Я им равнодушным не прощу. И тем паче без: Мы поименно вспомним всех, / Кто поднял руку... Раньше, может, и слышалось, а теперь ни-ни. Историзм с объективностью не велят. Как ни выкаблучивайся, а все одно: виноватые станут судьями. Виноватые, а не ты, которого в судьи никто не выбирал, так что знай свой шесток. Ну, какая-то там Марина / Захлебнулась в петле делов!
А действительно делов-то! У нас и Ахматова без глянца, и Цветаева без грима, и Пастернак ушлый приспособленец, и Мандельштам городской сумасшедший (не говоря уж о Хармсе), и как Галич сервировал к столу «гражданские скорби» мы тоже распрекрасно знаем. А если стыдился («до дрожи, и желвак на виске»), то ведь ради славы, закуски и двух тысяч грамм и не такое придумать можно. Поросенок и есть поросенок сам напел: И тогда я улягусь на стол, на торжественный тот, / И бумажную розу засуну в оскаленный рот, / И под чей-то напутственный возглас, в дыму и в жаре, / Поплыву, потеку, потону в поросячьем желе // Это будет смешно, это вызовет хохот до слез Вот-вот, и нечего заливать про современных золушек, сострадательную тещу художника-авангардиста и папаню, повесившегося на люстре. Эк, выпендривался, однако: «Я такой же, как и вы, только хуже» стариков в чесанках баснями не проймешь, они «академиков-генералов-иностранцев» за версту чуют. Теперь и мы, достойные представители среднего класса, навсегда отринувшие скользкое словцо «интеллигенция», наконец выучились больше нас на жалость не возьмешь. Правильно тот в шляпе объяснял «задумавшейся» безбилетнице: Ты, мать, пойми: неважно нам, / Что дурость твой обман. / Но фигурально кажному / Залезла ты в карман! // Пятак монетка малая, / Ей вся цена пятак. / Но с неба каша манная / Не падает за так! // Она любому лакома, / На кашу кажный лих!.. // И тут она заплакала, / И весь вагон затих. Сказка! Вранье! Опиум для народа! Мы и не такое выдержим. Стоит она печальница / Всех сущих на земле, / Стоит, висит, качается / В автобусной петле. // Бегут слезинки скорые, / Стирает их кулак / И вот вам вся история, / И ей цена пятак.
Нет таких цен в нашем общественном транспорте. И песен таких не надо. Не вписываются они в актуальный контекст. Не соответствуют формату.
В семидесятом году Галич заклинал убитого нацистами праведника: Землю отмыли добела, / Нету ни рвов, ни кочек, / Гранитные обелиски / Твердят о бессмертной славе, / Но слезы и кровь забыты, / Поймите это, пан Корчак, / И не возвращайтесь, / Вам страшно будет в этой Варшаве! Боюсь, Галичу тоже было бы стыдно и страшно в этой Москве. Но и такой вариант поэт предчувствовал.
Под утро, когда устанут / Влюбленность, и грусть, и зависть, / И гости опохмелятся / И выпьют воды со льдом, / Скажет хозяйка хотите / Послушать старую запись? И мой глуховатый голос / Войдет в незнакомый дом < > И гость какой-нибудь скажет: / От шуточек этих зябко, / И автор напрасно думает, / Что сам ему черт не брат! / Ну что вы, Иван Петрович, / Ответит ему хозяйка, / Бояться автору нечего, / Он умер сто лет назад
Умер и не воскрес, остался чужим в отчем доме. Где, как и прежде, плывет во сне десятилетняя будущая чемпионка (Какой же сукин сын и враль / Придумал действо / Чтоб олимпийскую медаль / В обмен на детство < > Чтоб только им, а не другим! / О, однолюбы. / И вновь их бессловесный гимн / Горланят трубы ошибся самую малость, гимн опять «словесный»), где господские заборы еще выше и крепче (Там и фауна и флора, / Там и елки и грачи, / Там глядят из-за забора / На прохожих стукачи, // Ходят вдоль да около, / Кверху воротник / А сталинские соколы / Кушают шашлык!), где бессмертный Клим Петрович Коломийцев, встав во весь рост, дает отпор нет, не израильской военщине, как мать и как женщина, а туристам из Западной Германии (она теперь вся Западная): А уж пыль-то вы пускать мастера! / Мастера вы! / Да не те времена! / Мы на проценты сравним, мистера, / Так и нет у вас, пардон, ни хрена!.. / Потому что всë у вас / Напоказ. / А народ для вас ничто и никто. / А у нас природный газ, / Это раз. / И еще природный газ / И опять природный газ / И по процентам как раз, / Отстаете вы от нас / Лет на сто! Все привычно, только некому пожалеть девчушек из Останкина, нескладных художников, поддатых работяг, вмерзших в колымский лед зэков, великих поэтов, измочаленных женщин, психов, намылившихся в президенты США (или студенты ВПШ), небитых школяров, дочерей расстрелянных генералов, лошадь, страдающую грудной жабой, цирковых волшебников, любопытствующих мальчиков, дубоватых начальничков с их верной челядью (да, и этих), шибко ученых гадов-физиков и весь крутанутый наоборот шарик. Ничего, нам сантименты и оживающие мертвецы без надобности по пороше гуляет охота, трубят егеря. И нет резона вспоминать ни о том, что худо было поэту Галичу (как же! так и поверили! коньяк под ананасы кушал, в дубленке ходил!), ни о том, что он верил в чудо, а потому песни пел без склада. Как там у него? Поминают поименитей.
Андрей Немзер
17/10/08