[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Соловьев и другие
Издан свод статей по истории русского любомудрия
Толково рассказать о книге Ренаты Гальцевой и Ирины Роднянской «К портретам русских мыслителей» (М., «Петроглиф», Патриаршье подворье храма-домового мц. Татианы при МГУ) трудно. Имена авторов должны говорить за себя, но я далеко не уверен, что всякому сегодняшнему читателю, всерьез заинтересованному историей русской мысли (о прочих умолчу), вполне понятно, сколь велика роль Гальцевой и Роднянской в этой самой истории на ее новейшем примерно полувековом этапе, как много было ими сделано для того, чтобы мы сегодня «запросто» могли размышлять о героях статей, писавшихся в разные годы и при разных «погодах». Иногда в соавторстве, иногда порознь, что, на мой взгляд, не отменяет внутреннего единства новой книги. Не знаю, все ли работы Гальцевой обговаривались ею с Роднянской (и наоборот), понимаю, что у каждого из соавторов есть свои герои (у Гальцевой это, прежде всего, Бердяев, Шестов и о. Павел Флоренский; у Роднянской о. Сергий Булгаков и Франк; при желании на этом поле можно порезвится), но все же полагаю, что общая (наверно, в спорах рожденная) мысль книги важнее безусловно реальных личных пристрастий, методологических ориентиров и литературных приемов соавторов. Потому нет охоты дробить разговор на отдельные сюжеты.
А состав портретной галереи того требует. Кроме названных уже мыслителей и их современников (Федотов, Н. О. Лосский, Штейнберг), среди героев книги Пушкин, Достоевский, Владимир Соловьев, Солженицын. Это нетривиальное, но глубоко продуманное решение. Словесность и любомудрие суть качественно разные явления. Разумеется, помня об особой природе искусства, авторы, однако, видят в русском «религиозно-культурном ренессансе конца XIX начала ХХ века» продолжение «золотого века» отечественной литературы.
Тут возникают два вопроса. Для авторов русская религиозная философия стоит несомненно выше современного ей искусства (в том числе поэзии), склонного к «моральной двусмысленности и дионисийскому заигрыванию с безднами». Не уверен, что Бердяев или Шестов были в этом плане неуязвимее Вячеслава Иванова или Блока. О соблазнах и срывах своих героев, обусловленных тем же духом переломного времени, что и их прозрения, авторы говорят много, отчетливо и с глубоким пониманием (любовью и доверием к личностям «портретируемых»), избегая высокомерной наставительности «умудренных» (досягнувших истины) потомков. Выразительнейший пример размышления о софиологических грезах Владимира Соловьева и их сегодняшних интерпретациях, то жестко укоризненных, то захлебно подхватывающих двусмысленные (поэтические) фантазии великого философа. Исчислять «ошибки» больших людей удел неблагодарных, в чьем стане мне вовсе не хотелось бы оказаться. Но и признать интеллектуалов «серебряного века» духовно равными классикам XIX столетия как-то не получается. Они жили, думали, писали и соответственно воздействовали на общество иначе, чем Пушкин и Достоевский. Или Толстой знаково остающийся за пределами пантеона Роднянской и Гальцевой.
Дело тут не только в различии эпох, но в особой природе поэтического слова. Очень грубо говоря, русские классики (от Державина до Солженицына) обращались ко всем, кто ждал слова правды о мире и человеке, русские философы к узкому кругу сочувственников, а порой и вовсе друг к другу. Не о намерениях я тут говорю (конечно, от «философии для философии» герои Гальцевой и Роднянской были куда как далеки, конечно, все они страстно хотели «мысль разрешить»!) о складе речи. Видимо, Владимира Соловьева должно признать исключением. Не потому ли, что он был большим поэтом и не только в стихах? Или, напротив, к стихам Соловьева вела та же огромная внутренняя сила, что клокочет в его ученых и публицистических трудах? Так или иначе, но отличие Соловьева от, скажем, Бердяева для меня сомнению не подлежит. Соловьев часть нашего духовного мира; его несхожие наследники незаурядные искатели истины, благодарное внимание к наследию, судьбам, личностям которых все же в изрядной мере сопряжено с осмыслением истории русского любомудрия. Как на ее «серебряновечном» этапе, так и в позднесоветскую эру, когда всплывавшие из подло организованного небытия книги Бердяева (или другого «идеалиста») были заведомо больше их собственного содержания. Вот и кажется мне (может, ошибочно), что соловьевский раздел «портретного» тома написан иначе, чем посвященные «младшим» мыслителям.
Впрочем, все мои вопросы, «трактовки» и сомнения не много значат в сравнении с той радостью, что испытываешь при чтении всей книги Гальцевой и Роднянской.
Андрей Немзер
19/06/12