[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
А совпадать может?
У меня ремонт. Книги в коробках, сумках, вязанках. Хочешь сверить цитату лезь в электрический интернет. А там бардак хуже, чем в квартире. Вестимо, для такого архаичного олуха, как ваш покорный слуга. Страшно, аж жуть. Но охота пуще неволи вынь да подай, кто на самом деле изрек формулу, идеально описывающую… нет, не состояние русской (мировой) литературы (культуры) последних десятилетий, но то светлое будущее, что конструируют изобретатель волшебной формулы и его честная компания.
Хватит тянуть кота за хвост. В тяжкие раздумья лезть или не лезть? повергла меня статья Г. Бархудаева и Е. Крючко «Фиктивный реализм. Методическое пособие по изучению современной русской литературы» («Знамя», № 7). Статья из тех, что зовутся провокационными. С уточнением в хорошем смысле. (Как у великого Олейникова: негодяя в смысле гений). Предполагающая если не стопудовый скандал, то острую дискуссию (один напишет вздор, другой на вздор разбор), участвовать в которой мне невмочь. Вот и «авторы» «методического пособия» сообщают, что А. Немзер: а) «в последнее время почти не пишет о современной литературе», б) роман Ольги Славниковой «Легкая голова» трактует неадекватно, в) к «творчеству» этой писательницы относится «с особой любовью». Почти все упомянутые в статье Крючкодаева и Борчко критики «фиктивны», но я запечатлен реалистически. Похоже, Хабарчуков и Дрюшко осведомлены о моем приватном диалоге со Славниковой о ее «железнодорожных» рассказах. Цикл сей мне не глянулся. На славниковское же почему? я ответил: а) потому что разбираюсь в литературе; б) потому, Оля, что давно пламенно ненавижу тебя как писателя. (Острить умеют и заскорузлые бурбоны.) Характеристика, выданная мне Чербыкаевым и Хрябво, не только ярка, но и традиционна (по-хорошему, в смысле гений). Всем, кому интересны межлитераторские п(т)рения, ведомо, что в России есть только один пристрастный критик, со всех собачьих ног продюссирующий тех, кого он с неведомого перепугу когда-то возлюбил. Например, Славникову. А также Вишневецкую, Дмитриева, Слаповского, Солоуха. Маканина, чей роман «Асан» он банально пересказал и сервильно похвалил. А что едва ли не каждый рассказ маканинского «сенильно-эротического» цикла костерил дело десятое. Как злобный отзыв о «Щуке и Хеке» Солоуха, ныне вместе с еще двумя вставными новеллами портящем блестящий роман «Игра в ящик». Как молчание о ряде работ Слаповского, той же Славниковой или Петра Алешковского (его в оны годы тоже числили моим протеже).
Да, я люблю этих писателей. Писателей, у которых бывают удачи и неудачи, а не их имиджи, репутации, карьеры. И не только названных выше, но и Леонида Зорина, Бориса Екимова, Руслана Киреева (что не мешает негативно относиться к нему как к оценщику литературы хоть в редакции «Нового мира», хоть в букеровском жюри), Нину Горланову, Дениса Новикова (хотя пишет он мало; тем отраднее было прочесть в той же книжке «Знамени» его записки о карельском захолустье «Змей»), Всеволода Бенигсена… И если «Беглеца» Александра Кабакова я считаю вещью ошибочной и жалкой (недостойной автора, как бы ни кадили ему доброхоты), то оттого моя приязнь к чудесным «Московским сказкам» не ослабла. Мне и «Санькя» до сих пор всерьез нравится несмотря на пошлость, фальшь и цинизм прочих товаров от Захара Прилепина.
Я много что люблю. Но и много что не люблю. Не люблю, когда писателей загоняют в обоймы. Не люблю «методические пособия». И мистифицирующие пародии на них. Не люблю, когда люди (особенно талантливые) занимаются не своим делом. (Подставные авторы «Фиктивного реализма», провинциальные доценты Харчекаев и Вращко, изображены прозаиком за версту видать! увы, плохо знающим «их нравы».) Игривой двусмыслицы не люблю. И цитат с ложными отсылками.
Ключевая формула «фиктивного реализма» (нашего небесно-алмазного завтра) Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения принадлежит не Слаповскому (как сообщает сочинитель), а Пелевину. Дошло до петли сходил на электросвалку: «Generation П» как и помнилось. Сто (или двести?) лет назад, рецензируя этот текст, я спрашивал: А совпадать может? Цитирую по памяти. Беда, ремонт. А себя на помойке искать увольте.
Андрей Немзер
12/08/11