[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Третий вариант
О новой повести Андрея Дмитриева
«Призрак театра» Андрея Дмитриева («Знамя», № 6) я прочитал еще в рукописи, но рецензию все откладывал. Не понимал, как повесть «представлять». Ответишь на вопрос «про что?» сотрешь эффект неожиданности, значимый для большой прозы не меньше, чем для детектива. (Всегда завидовал первым читателям «Мертвых душ», которые до XI главы поэмы не знали, в чем суть чичиковской негоции. Мы-то все «из воздуха» знаем еще до чтения, зачем скупаются мертвецы.) Умолчишь обессмыслятся рассуждения об отчаянии, самообмане, одиночестве. Об ужасе и спасительной силе лицедейства. О сопряженности театра и жизни (смерти), газетной актуальности и вечного искусства, сострадания и эгоцентризма, надежды и безнадежности. О «третьем варианте», который катастрофически меняет судьбы. «Третий вариант» это когда актер мечтает сыграть, к примеру, Паратова и страшно боится, что роль отдадут осанистому коллеге. Но тут выясняется, что «Бесприданницу» ставить не будут вовсе. «Третьих вариантов» в «Призраке театра» очень много. «Третий вариант» случился в субботу на фестивале «Крылья» после чего стало не до профессиональных ухищрений.
В повести «Призрак театра» (писалась в ноябре 2002 феврале 2003) речь идет о «Норд-Осте», о захвате заложников террористами, о том, что происходило с людьми, что не были на роковом представлении с артистами другого театра. Театр, который возглавляет сорокалетний полуудачливый режиссер, который держится волей очень молодой, но сверхэнергичной администраторши, где служит шестидесятишестилетний едва не спившийся актер, мечтающей о роли короля Лира и играющий в лучшем случае Фирса, театр этот влачит жалкое существование. Здание в подмосковном дачном поселке, куда не ездят театралы и критики, хроническое безденежье, мутные перспективы, осенняя холодрыга в зале, где той ночью (еще не зная, что ночь та) репетируется современная (абсурдная, нагруженная символикой, мешающая бытовуху с экзистенцией и приправленная матерком) пьеса. Об очередном локальном конце света. Здесь-то (сильно заполночь: радио никто на работе не слушает, телефона в театре нет, мобильник никому не по средствам) героев Дмитриева настигает весть. Вваливается пьяный сосед-новобогатей (владелец «мавританского замка», «потенциальный меценат») и вываливает: духи с бомбами захватили мюзикл, «Зюйд-Вест» какой-то. «Норд-Ост». Тот самый, куда отправилась Серафима суперпродюсер, тайная (для всех) любовь старого актера (Деда), тайная (формально только Дед о том и не знает) жена режиссера.
В следующий вечер после скомканной репетиции, мук у телевизора в новорусском палаццо, сна, мешающегося с явью, бессильных звонков на отключенный мобильник Серафимы и судорожных попыток расслышать ее интонацию в скандировании автомата («Абонент не отвечает или временно недоступен »), после тщетных попыток нечто узнать (распылены по разным героям) и скрытого выяснения отношений (знаки сочувствия, знаки соперничества, знаки надежды и слова Деда о «третьем варианте»), после всего Театр «Гистрион» дает представление. На которое съезжается из осатаневшей от неведения, ужаса и телефонных разговоров Москвы невероятное количество публики. Призрак театра играет «Двенадцатую ночь». Потому что играть надлежит что угодно (второе название Шекспировой комедии). Потому что ночь двенадцатая, конец праздников. Потому что развеселая путаница и буффонада аналог той чехарды «третьих вариантов», обманов, заморочек, фальшивых тревог и разбитых вдребезги надежд, из которых состоит жизнь. Потому что весь мир призрак театра, люди в нем призраки актеров, а грань меж сценой и залом условность.
Влюбленный в недостижимую Серафиму (разом узнавший о ее альянсе с неприятным режиссером и страшной участи) Лир-Фирс-Дед введен на роль Мальволио, надутого лакея, возомнившего себя властелином, пошляка, возмечтавшего о любви героини и павшего жертвой лихого розыгрыша. Актер сливается с ролью он видит в зале свою любимую ту, что должна быть на другом представлении. «Третий вариант» изощреннее шуточек сэра Тоби с компанией. Серафима не была на «Норд-Осте» она была с ближайшим другом своего «мужа», югославским импресарио, организующим гастроли «Гистриона» в Белграде и Италии. Мюзикл был предлогом, мобильник был отключен, а о теракте Серафима и Стеф узнали только утром (любовью они занимались или будущее обманутого режиссера, которого намерены всяко «продвигать», обсуждали не суть). Подслушиванья, догадки, недомолвки, разоблачения, qui pro quo сплошная «Двенадцатая ночь». Или «Буря», о которой вспоминал режиссер, думая, как изобразить наводнение в апокалиптической пьесе современного автора. Или «Король Лир». Или «Вишневый сад», без которого, кажется, невозможно увидеть «новую Россию» с ее мавританскими палаццо.
Мальволио грозится отомстить посмеявшейся над ним шайке. Дед поступает иначе. Как сыгранный им Фирс (подавать текст, подавать поднос недаром кличет он режиссеров метрдотелями). Как несыгранный, но прожитый им Лир. Еще одна и кто их считал жертва. «Третьего варианта»? Террористов? Улыбчивой (по должности) красавицы-обманщицы? Такой жизни?
Режиссер покрепче. Измену возлюбленной и друга отодвигает в сторону, от умершего Деда «откупается» (умер Лир не буду ставить «Лира»; и невдомек ему, от чего умер Лир-Фирс-Мальволио), примеривается к новой «нужной» и «денежной» пьеске (про Сталина той самой, вокруг которой закручен роман Леонида Зорина «Юпитер») и даже примечает тенью бредущую за ним симпатичную актрису. У Пушкина в «Медном всаднике» это называется В порядок прежний все вошло. Войдет. После «Норд-Оста». После «Крыльев». После Освенцима. И невозможно предъявлять претензии ни режиссеру (он много в чем виноват, но разве он Режиссер?), ни продюсерше (разве она Продюсер?), ни всем, кто глушил отчаяние водкой ли, телефонными звонками, рывками к «центру событий», «рациональными» предложениями (бомбить, штурмовать, выводить войска из Чечни), негодованием на власть или рассуждениями о том, что могло быть хуже.
Жизнь, конечно, в любом варианте (третьем, пятом, десятом) продолжается. Но остается боль, скрытая скорбь и гул Шекспировых пятистопных ямбов, настойчиво оркеструющих повесть Андрея Дмитриева. А как иначе писать про людей театра? Особенно, если помнишь, что все мы в нем актеры.
07/07/03
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]