Рутения
Немзерески
Архив
Книга Посетителей
Письмо послать
koi
alt
mac
translit

Будь каждый при своем

Канонизация Николая II - внутреннее дело Церкви

В том, что император Николай II канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви, нет ничего удивительного. Сумму причин можно свести к сакраментальному "к тому шло". Удивления достойно иное - азарт, с которым обсуждалась грядущее решение Собора. Изъяны в нем изыскивали и обсуждали люди, часто крайне далекие от церковных стен. Не скрывающие своего атеизма.

Между тем атеисту (равно католику, мусульманину, иудею, буддисту) в принципе не должно быть дела до того, кого именно прославляет некое стороннее ему сообщество. В советскую пору интеллигенция демонстративно отказывалась обсуждать государственные награды, присужденные писателям, композиторам, актерам и т. д.: "Их премии; кому хотят, тому и дают". Было тут некоторое лукавство, но был и здравый смысл. Сгинувший в дискуссии о канонизации царской семьи. Когда внецерковные люди наставляют иереев и верующих мирян в церковных правилах, это свидетельствует либо об их дикости, либо о желании увязать церковную жизнь с нуждами современной политики. То есть о том самом, в чем и упрекают ревнителей прославления расстрелянного царя.

Всякая канонизация до определенной степени условна (не все святые прославлены, не все прославленные святы). Всякая канонизация в какой-то мере отвечает запросам общества (долгое время все общество было церковным). Свят князь Александр Невский, умевший ладить с Батыем, и свят замученный в орде князь Михаил Черниговский. Святы Иосиф Волоцкий и всю жизнь противодействовавший ему Нил Сорский. То, что атеисту кажется политиканством, для церковного человека - напряженная проблема. Не снимаемая сколь угодно весомыми аргументами. Благочестие, добрая семейная жизнь, мученическая кончина, стихийно сложившееся почитание царской семьи в Екатеринбургской епархии не отменяют приверженности к сомнительным персонажам, ксенофобии, безответственности в управлении страной, в итоге сорвавшейся в революцию, отречения (государь - помазанник Божий, именно и только с церковной точки зрения) и вопроса о том, насколько "стихийно" сложилось поклонение царской семье. И наоборот.

Только спорить об этом могут (и должны!) люди, верующие во Христа и его Церковь, стремящиеся оградить ее от "злобы дня", ищущие истины внутри храма. Для остальных в силе пословица: "Не твоя печаль - чужих детей качать".

Говорят, что нынешняя канонизация - событие политическое. Это правда. Но если бы Архиерейский собор принял иное решение, оно тоже было бы политическим. И ответственность за эти малоприятные обертоны текущего момента несет не общество в целом. В том числе ярые поборники свободомыслия и "исторической справедливости". Собор решение принял. Насильно молиться новомученику Николаю никого не заставишь. Тем, кто хочет видеть церковь вне политики, не стоит предъявлять ей политические претензии.

15.08.2000

Рутения
Немзерески
Архив
Книга Посетителей
Письмо послать
koi
alt
mac
translit