[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Главное чтоб в номер
Еще один аттракцион Дмитрия Быкова
В Москве что ни день гремят взрывы, власть бездарно имитирует спокойствие, тем самым умножая кошмар, население изобретает версии происходящего (кто все-таки организует диверсии террористы или чекисты?), паникует и рвется прочь из града обреченных если не на Запад (границы закрыты), то хотя бы в глубинку На фоне стандартного апокалипсиса (голливудский ширпотреб плюс занимательная политология) разворачивается история беззаконной и неудержимой любви дизайнера Катьки к ее сослуживцу по отвратительному (иных не бывает) глянцевому журналу компьютерщику Игорю. Ромео открывает Изольде великую тайну никакой он не Игорь, а посланец внеземной цивилизации, ведущий наблюдение над земным бардаком (что вскорости должен окончательно накрыться медным тазом) и имеющий то ли право, то ли обязанность эвакуировать в светлую запредельность шестерых более-менее вменяемых землян. Джульетта своему Юсуфу то верит, то не верит (чем отличается от читателей, которые все-таки не Зюлейки, чтобы покупаться на столь примитивное вранье Тристана), предается продолжительным раздумьям на тему, какие десять романов взять с собой на необитаемый остров (тьфу, кого именно, кроме не идущей в зачет дочери-малолетки, следует спасать во что бы то ни стало), одолевая все препоны несется в Брянск за любимой бабушкой, которая никуда лететь не желает, но все-таки на уговоры с глузду съехавшей Одетты (Констанции, Лейлы ) поддается; вкупе с ней и обретенными на возвратном пути простым русским человеком (шофер-умелец по имени Боря), чеченской террористкой и ребенком-дауном (при ближайшем рассмотрении он окажется еще одним «эвакуатором») наша Алина в распоследний миг досягает дачи своего ДАртаньяна (Зигфрида, Альсима ), где ее поджидает не токмо дитятко, но и постылый муж (спасать все равно надо без вопросов!) со свекровью в придачу. Компания летит на садовой лейке (суперракете) в обитель дальнюю трудов и чистых нег (полромана вольный сын эфира читал Тамаре, а заодно и нам, спецкурс о тамошней экономической, социально-политической, религиозной и бытовой гармонии), которой тем временем пришел полный ататуй, кирдык и галтасарай. Новые робинзоны худо-бедно реорганизуют останки рабкрина, но могучая страсть Дафниса и Лауры оказывается на всех планетах столь же катастрофичной и неуместной, как на всех широтах (стихиях) бедолаги мотаются по галактикам, оставляя за собой навеки загубленные былые оазисы. И просыпаются в той самой подмосковной хибаре, где Хлоя и Щелкунчик тешили друг друга всю ночь отреферированными выше ужастиками. Наконец-то Гретхен уразумела, что ее разлюбезный эвакуатор не какой-нибудь там аглицкий милорд, укротитель строптивых или волшебник с голубым вертолетом, а ярко выраженный Онегин, волшебник Изумрудного города и Хлестаков. Ну а она, понятное дело, не городничиха, хоть сейчас готовая на все услуги, а совсем наоборот, жена князя Верейского: Другому, типа, отдана, / Вали, не словишь ни хрена И пошла она, солнцем палима, навстречу толпе беженцев и мародеров, по шпалам в объятую адским пламенем Москву, потому как права была брянская бабушка: с Колымы не убежишь. А следом за ней поплелся Остап Бендер, спешно переквалифицировавшийся в барона фон Гринвальдуса
Подборка статей Дмитрия Быкова (некоторые знакомы по отдельным публикациям в «ранних редакциях») выпущена издательством «Вагриус» в виде романа «Эвакуатор». Статьи как статьи. Написаны бойко с прибаутками и цитатами. Многие суждения автора очень симпатичны. Я, например, совершенно согласен с тем, что жить надо в своей стране, что рай на земле не предусмотрен (электростанции вырубаются не только там, где оборудование пришло в негодность несколько раньше, чем главным энергетиком стал всегда и во всем виноватый «рыжий», но и в государствах с куда менее прихотливой историей и куда более высоким доходом), что жена (муж) не рукавица, которую можно стряхнуть с белой ручки, и что за большую любовь невольникам страсти (и их близким) приходится крупно платить
Правда, я не понимаю, почему, утверждая, что свои проблемы должно решать самим, тот же Быков сообщает: русским народом (умельцем Борей) тысячу лет с гаком володели и правили мерзкие иноплеменники, одни из которых заставляли его ходить строем и крепить самобытность, а другие разрушать самобытность и влачить жалкое существование. Эту варяжско-хазарскую придумку Быков уже излагал в «Русском журнале» и обещал положить в основу еще одного романа (анонсируется «Новым миром»), но, видно, так пленился «игровым» (ясна песня!) расизмом, что всобачил «теорию» и в «Эвакуатора». Дело даже не в том, что с огнем лучше забавляться при более надежном противопожарном оснащении (охотники углядеть в быковских «хазарах» не «рыночников» и «либералов», а просто евреев найдутся в немалом числе), а в том, что такая «историософия» не оставляет места той самой личной и национальной (не путать с расовой!) ответственности, о которой вроде бы печется Быков. Русский мужик худо живет из-за хазаров и варягов, коих, видимо, ветром надуло. А кто выпускает ненавистные Быкову глянцевые журналы? Не башли отстегивает, а делает пишет тексты, рисует картинки, изобретает дизайн, верстает Марсиане? Или милые, быковские персонажи? (И уж замечу в скобках сам глянцевый обличитель глянца.)
Так и с семейным вопросом. От мужа гулять, конечно, дурно, но как-то не похож повествователь на жестковыйного апологета церковного брака. Знает, наверно, что и не вовсе дурным людям случается разводиться. Да, с болью. Да, удручая близких и от того мучаясь. Да, наживая новые беды. Но ведь иногда как-то «выруливают». Как «выруливают» (тоже не всегда) и при другом исходе жертвуя грешной любовью. Но Быкову вовсе не нужно, чтобы какая бы то ни было коллизия (хоть политическая, хоть интимная) разрешалась мало-мальски мирно. Тогда ведь «экстрима» не будет. А какой без «экстрима» бестселлер! Вот и приходится чередовать маски бескомпромиссного моралиста и певца свободной страсти, государственника и анархиста, защитника сирых и ницшеанца все на потребу.
Я не хочу сказать, что у Быкова нет добрых чувств. Есть и много. Зажигаясь от любой идеи, ситуации, проблемы, он тут же со всех ног мчится исправлять беду, прочищать мозги, размазывать ублюдков по стенке, провозглашать любви и правды чистые ученья. Он искренне хочет добра. Но еще более искренне он хочет успеха. Он взахлеб любит непутевое человечество. Но еще больше его лучшего представителя, себя. Поэтому он хочет быть на каждой свадьбе женихом, на каждых похоронах покойником. Артистично встающим из гроба при свете юпитеров, дабы поспеть на новую свадьбу и еще раз умереть в объятьях невесты перед телекамерой. Он думает, что, ежедневно демонстрируя эффектные аттракционы (по серьезным поводам или без каких-либо тут уж как повезет), дарит миру грандиозный спектакль «Жизнь поэта». Мне кажется, что сие представление называется иначе «Карьера журналиста».
Это не беда. Беда, что свод в разной мере остроумных (убедительных, провокативных, необходимых, демагогических ) статей не роман. А если роман, то скучный.
Андрей Немзер
3.06.2005.
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]