[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Спокойной ночи, малыши
Названы лауреаты премии «Большая книга»
Шестой сезон «Большой книги» войдет в историю примером единодушия элиты («Литературной академии») и широких трудящихся (читающих) масс. Академики вознесли на пьедестал «Письмовник» Михаила Шишкина (первая премия), на втором месте «Метель» Владимира Сорокина, на третьем «Остромов, или Ученик чародея» Дмитрия Быкова. Народными избранниками (голосование в Сети) стали тот же Шишкин, тот же Быков и Юрий Буйда с романом «Синяя кровь». Из четырех удостоенных признания сочинений три выпущены в свет «АСТ», а одно «Остромов » «ПРОЗАиКом». (И заточенное на тиснение «умных» опусов подразделение могучего концерна, и небольшое, но амбиционное молодое издательство выросли на обломках «Вагриуса», сперва чуть ли не единственного, а затем главного поставщика «качественной беллетристики».) Диада Шишкин Быков памятна по дебюту «Большой книги» (2006): только тогда чемпионом был быковский «Пастернак», а «Венерин волос» Шишкина взял «бронзу». Рокировка, знаменующая стабильность. Отлично знакомая по иным актуальным сюжетам.
Как шесть лет назад за бортом остался самый достойный тогдашний соискатель премии роман Ольги Славниковой «2017» (заслуженно получивший «Русского Букера»), так и сейчас «пролетел» ее не менее значимый роман «Легкая голова». Вместе с ним за бортом остались еще, по крайней мере, три серьезных и ярких работы «Хороводы воды» Сергея Кузнецова, «Большая книга перемен» Алексея Слаповского и что особенно досадно «Игра в ящик» Сергея Солоуха. Впрочем, лучшую книгу года роман Елены Катишонок «Когда уходит человек» и еще несколько приметных сочинений центризбирком (тьфу, экспертный совет!) предусмотрительно даже не внес в список для голосования, сократив его до десяти позиций. Зря страховались-тревожились. Наши вкусы известны и непоколебимы. Чем-чем, а неожиданностью шестой сезон раздачи самых тучных (миллиононосных) слонов не пахнет. Их, как и коней, на переправе не меняют. Вот и на сайте «Комсомольской правды» бодро и уверенно рапортуют: Было ясно, что в тройку победителей войдут знамо дело, победители. Все остальные < > изначально выглядели балластом на фоне лидеров. «Комсомольской» ли «правде» всей правды не знать?
Но ведь Сорокин-то награжден! Слышите, сам Сорокин. Великий, ужасный. Нормальный, голубосальный, ледяной и метельный. Беспримесно «художественный», чуждый всякой пошлой политике (идеологии), признанный чудом из чудес всем славистическим сообществом (и его окрестностями) и вечно гонимый (гнобимый, оттираемый от пирога) официальными властями, «идущими вместе» и косной «совковой» критикой, ни уха, ни рыла не смыслящей в истинно великом искусстве. Бестрепетно год за годом вещающий скорбную истину о том, что в этой лишенной истории стране никогда ничего (доброго, живого, творческого, человеческого) не было и не будет. Что ж, легитимизацию мэтра предчувствовали не одни только комсомольские мудрецы. О том, что Сорокин будет на нынешней «Большой книге» канонизирован (вослед «меньшому брату», увенчанному лаврами в прошлый сезон Виктору Пелевину) писал и я (см. «Московские новости» от 26 мая). В отличие от прочих моих пустопорожних (основанных на доверии к здравому смыслу и вкусу выборщиков) «пророчеств», это сбылось. И дивиться тут нечему. Ибо Сорокин абсолютно свой в ряду нынешних триумфаторов, ведущих якобы разными голосами все ту же тоскливую мелодию, что своей уютной безнадегой так сладко ласкает наши утомленные сердца и лениво дремлющие мозги. В этой стране (ледяной пустыне, по которой бродит лихой человек) никогда ничего не было и не будет, кроме бессмысленных провокаций, сюрреалистических миражей, наркотического бреда, всполохов кровавой истерии, пародийного энтузиазма и сантиментальной переписки трепетных мертвецов. Волшебная песня! Слушая ее, чувствуешь себя приобщенным к высшей мудрости и утонченным чувствованиям. Эзотеричным. Искушенным. Меланхоличным. Нежным и удивительным. Сладко спящим в комфортабельном сугробе, а потому наконец-то свободным от всех земных тревог, от тех лживых соблазнов и якобы требующих решения (выбора, поступка) проблем, которые навязывает нам так называемая история. Движущаяся по кругу в мутной ночи. От одной кровавой напасти к другой еще худшей.
Не надо нас будить. Мы единодушны. Мы чтим титанов минувшей эпохи: премией «За честь и достоинство» награжден Фазиль Искандер. Мы понимаем государственное значение диалога культур: премией «За вклад в литературу» награжден английский издатель Питер Мейер, возродивший «Ардис» (некогда злокозненный, теперь всем любезный), дабы издавать там русскую литературу. И церемония награждения прошла лучше, чем когда-либо под водительством всем знакомых Бориса Бермана и Ильдара Жандарева, с капустническими кинороликами романов-претендентов и обещанием министра культуры выделить бесплатную пленку для экранизации самой большой книги. Из всех искусств для нас важнейшим является кино.
Андрей Немзер
01/12/11